Ключевский
IКлюче́вский Василий Осипович [16(28).1.1841, с. Вознесенское Пензенской губернии, — 12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник», в 1882 — докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». С 1879 доцент, с 1882 профессор русской истории Московского университета, с 1889 член-корреспондент Петербургской АН, с 1900 академик истории и древностей русских, с 1908 почётный академик по разряду изящной словесности.
С 1880-х гг. Был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905). Политические взгляды К. Развивались в буржуазно-либеральном направлении, постепенно приближаясь к позициям правого крыла партии кадетов. Решительно отвергая революцию, видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. К. Едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца 19 в. Начал поддерживать монархию. В 1860-х гг. На формирование исторических взглядов К.
Определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности. Он начал интересоваться историей народа, его хозяйством и бытом, под влиянием С. М. Соловьева (См. Соловьёв) придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. В отличие от Соловьева и представителей т. Н. Государственной школы (См. Государственная школа), К., особенно в период своего творческого расцвета в 1880-х гг., концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии. Уже в «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) К. Отвёл много места описанию занятий населения. В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867—68) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) К., в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения.
В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) К. Пытался проследить общественно-политическое развитие страны 10—18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. К. Стремился проанализировать процесс развития общественных классов [по его терминологии — промышленный класс (военно-торговая аристократия), служилый класс (княжеская дружина)], их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни страны. Развитие классов К. Связывал с материальной основой общества, подчеркивал различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако К. Не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.
Откликаясь на злободневные проблемы своего времени, К. В ряде исследовательских работ («Происхождение крепостного права в России», 1885, «Подушная подать и отмена холопства в России», 1885, и др.), рецензий и публицистических статей разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России — причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явления, свойственные крепостному хозяйству, и т.п. К. Считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. К. Не видел классовой сущности процесса закрепощения и недооценивал роль феодального государства в развитии системы феодальных социально-экономических отношений.
Тем не менее, его мысль о развитии законодательных норм под воздействием социально-экономических явлений была новой, имевшей положительное значение. К концу 19 в. В русской буржуазной науке стали заметны явления кризиса, который отразился и на деятельности К. В работе «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890—92) обнаружилось сближение К. С государственной школой. В работах «Императрица Екатерина II. 1796—1896» (1896) и «Петр Великий среди своих сотрудников» (1901) К. Идеализирует этих исторических деятелей. В Московском университете К. Читал с начала 80-х гг. Общий курс истории России с древнейших времён до 19 в. Курс К. — единственная в русской буржуазной историографии попытка путем постановки основных (по мысли К.) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества.
В основе методологии и исторической концепции К. Лежали позитивистские взгляды (см. Позитивизм). К. Попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов — географических, этнографических, политических, экономических и социальных. Он стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане, но его эклектическое признание множественности равнозначных сил («личность», «общество», «природа»), в различном сочетании определявших в каждом отдельном случае своеобразие этапов истории, следование идеям эволюционизма приводили к идеалистическим выводам, смыкавшимся, в конце концов, с положениями государственной школы. К. Отрицал последовательную смену социально-экономических формаций (в частности, наличие в России феодализма).
Основным критерием при установлении периодизации для него были этапы колонизации русским народом Восточно-Европейской равнины. В каждом из них он усматривал два наиболее характерных момента — политический и экономический, причём в первом случае он отводил решающее значение внешней опасности, а во втором — лишь смене господствующих форм хозяйственной деятельности. Имя К. Пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором. В своих трудах К. Проявил себя великолепным стилистом. Соч. Соч., т. 1-8, М., 1956—59. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968. Лит. Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2—3, М., 1960—63. В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания, М., 1912.
Астахов В. И., В. О. Ключевский — выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн. Курс лекций по русской историографии, ч. 2, Хар., 1962. Зимин А. А., Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в., в сборнике. Исторические записки, т. 69, М., 1961. Киреева Р. А., В. О. Ключевский как историк русской исторической науки, М., 1966. Чумаченко Э. Г., В. О. Ключевский — источниковед, М., 1970. История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 295—98. В. А. Александров. В. О. Ключевский.IIКлюче́вский посёлок городского типа в Могочинском районе Читинской области РСФСР. Расположен в 45 км к юго-западу от железнодорожной станции Могоча. Добыча золота, обогатительная фабрика..
Дополнительный поиск Ключевский
На нашем сайте Вы найдете значение "Ключевский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ключевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа