Ковёр

111

художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности). Самые ранние из сохранившихся ворсовых и войлочных К. Были найдены на территории СССР (см. Пазырыкские курганы). Сохранились свидетельства о существовании К. В Ассирии и Вавилоне. Художественные особенности К. Определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка и др. Например, шерсть даёт тончайшие переливы ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля К., характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или какой-либо др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т.д.), цветовым построением.

Из К. Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские К. Классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и так далее) или по типу орнамента («медальонные», охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). Они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно К. Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой. Турецкие К., которые также делятся по месту производства («ушак», «бергама», «ладик», «гиордес», «кула» и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки.

Типичны молитвенные К. С изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него. Туркменские К. Классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у различных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских К. (кроме типа «бешир») характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские К., чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширван», «казах», «зенджа» и пр.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для др.

(«Карабах» и пр.) — разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские К. Выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. В западноевропейском ковроткачестве, в котором особое место занимают с 16 в. Шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в 17—18 вв. Выделяются ворсовые К. Мануфактуры Савоньри, основанной в 1624 в Париже (в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название её — от savon, т. Е. Мыло). Это К. С пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые К. В Англии и Испании. В 19 в. С развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает.

Однако к середине 20 в. В ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных К. С геометрическим и стилизованным растительным орнаментом. В Европейской части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом безворсовые К.-Килимы. В центральных районах — с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных — с геометрическим узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии.

Из русских К. Особенно известны курские и воронежские — безворсовые. С объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые К. С цветочным орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организованы в артели, ведут поиски выразительных средств для воплощения нового мироощущения. В то же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально-художественным мастерским. В оборудовании современного жилого и общественного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и так далее.

В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности динамических и статических нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолётов и автомашин) К. Имеют различную структуру и фактуру. Гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают К. Ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, тканные и вязаные. К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы). Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые, текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием натуральных и химических штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон и др.) в значительной степени предопределяют тип К., область применения, его надежность, долговечность.

К. (ворсовые и безворсовые) в СССР изготовляются ручным способом на вертикальных и горизонтальных ковроткацких станках (масса 1 м2 в кг — 2,5. 3,2 и более), а также при помощи машин (масса 1 м2 в кг — 1,8—2,2. 2,5). Машинное ковроткачество более производительно, чем ручное. Ковровщица при вязке ворсового узла выполняет в год в среднем 10—12 м2 К. Выработка идентичных по рисунку, колориту, плотности (число ворсовых пучков по горизонтали и вертикали), внешнему виду машинных тканых жаккардовых двухполотенных К. С разрезным ворсом достигает 4—6 м2 за 1 час. Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ручные К. Не превзойдены, поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной гребенной или аппаратной ворсовой пряжи на нитях основы (рис.

1). Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем из кордных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребёнкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Безворсовые ручные К. (килим, палас, шпалера, сумах) формируются следующим образом (рис. 2). Двусторонняя ткань килима образуется сцеплением (перевивкой) цветных нитей утка, которые плотно прикрывают нити основы, паласа — без сцепления цветных утков (поэтому по границам рисунка получаются просветы или зазоры), сумаха (односторонний К. Полотняного переплетения) — стежками, «косичками» (на лицевой поверхности К.

Цветной уток обвивается каждой парой нитей основы), шпалеры — с вводом цветных нитей на изнаночную сторону. Механическое ткачество безворсовых К. Мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей и выполняется на многочелночных станках, оснащенных машиной Жаккарда (см. Жаккарда машина). На ковроткацком станке, оснащенном машиной Жаккарда, изготовляются одновременно два пяти- шестицветных К.— верхнее и нижнее полотно. Оба полотна расположены друг от друга на расстоянии, определяемом высотой ворса, К. Имеют общую ворсовую, коренную и настилочную основы. Нити основ верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка, а затем разрезаются ножом (рис. 3). Многоцветные К. С разрезным ворсом бывают ленточными (синелевыми), трубчатыми (рис.

4) и жаккардовыми. Ленточные К. Изготовляют на автоматических или механических ткацких станках. Производительность ленточного станка не более 1 м2 за 1 час. При жаккардовом способе рисунок К. Образуется из ворсовой пряжи 8—12—16 цветов при помощи машины Жаккарда. Перспективно производство основовязаных трикотажных К. И ворсово-пришивных (тафтинговых) ковровых покрытий, в основном с неразрезным петельным ворсом. Такие К. Выпускаются одно-двухцветные и меланжированные. Разработаны и применяются способы нанесения орнаментального рисунка на трикотажные, ворсово-прошивные (тафтинговые) и иглопробивные К. До 10—12 цветов печатью на машинах с сетчатыми шаблонами и вращающимися перфорированными цилиндрами. Трикотажные К. Типа букле с неразрезным петельным ворсом вырабатываются на основовязальных рашель-машинах производительностью до 100 м2 за 1 час.

Для ворсово-прошивного коврового покрытия отдельно изготовляют каркасную подкладочную ткань полотняного или саржевого переплетения на широких ткацких станках тяжёлого типа. Ворсо-прошивание осуществляется на многоигольной машине с рабочей шириной до 5 м. Ср. Производительность ворсово-прошивной машины — 150 м2 за 1 час. Ковровые материалы, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, ввести недостающие нити, применяется отделка. Пропарка и очистка, штопка, стрижка (для К. С разрезным ворсом), покрытие тыльной части аппретом для придания требуемой жесткости, прочного закрепления ворсового пучка-петли и предупреждения скольжения покрытия по полу.

Основовязанные трикотажные и ворсово-пришивные К. Обрабатываются раствором латекса (нанесение на тыльную часть К. Гладкого или вафельного пенопласта). Тенденция развития машинного производства К. Направлена на создание высокопроизводительного парка такого технологического оборудования, которое могло бы обеспечить те же структуру, прочность и разнообразие, что и у ручных К. Лит. [Крыжановский Б.], Украинские и румынские килимы, Л., 1925. Ковры РСФСР [каталог], М., 1952. Яковлева Е. Г., Русские ковры, М., 1959. Левин Л. М., Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960. Керимов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]. Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани..., М., 1968. Айрапетов Д. П., Кошкин В. Г., Левин Л.

М., Синтетические ковровые материалы для покрытия полов, М., 1967. Hubel R., Ullstein Teppichbuch..,, В., 1965. Н. Ю. Бирюкова, Л. М. Левин. Рис. 1. Схемы вязки двойного узла. 1 — за две нити основы. 2 — за четыре нити основы. 3 — за одну нить основы. 4 — за две нити основы вертикально. Рис. 2. Структура безворсовых ручных ковров. 1 — палас. 2 — килим. 3 — шпалера. 4 — сумах. Рис. 3. Структура двухполотенных ковров. 1 — коренная основа. 2 — настилочная основа. 3 — ворсовая основа. 4 — нити утка. 5 — нож. Рис. 4. Структура трубчатых ковров. 1 — коренная основа. 2 — настилочная основа. 3 — уток. 4 — пучки ворсовой основы. Рис. 5. Структура жаккардовых ковров. 1 — коренная основа. 2 — настилочная основа. 3 — уток. 4 — пучки ворсовой основы. Салорский ковёр. Шерсть. 19 в. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР.

Ашхабад. Ковёр типа «ушак». Западная Анатолия (Турция). Шерсть. 17 в. Ковёр с изображением павильонов (фрагмент). Индия. Шёлк. 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Ковёр с геометрическим узором (фрагмент). Египет. Шерсть. Около 1500. Музей ислама. Берлин. Ковёр из гробницы шейха Сефи в Ардебиле (Иран). Шерсть, шёлк. 1539—40.Музей Виктории и Альберта. Лондон. Большой «охотничий» ковёр (фрагмент). Кашан (Иран). Шёлк, металлические нити. Середина 16 в. Австрийский музей прикладного искусства. Вена..

Значения в других словарях
Ковент-Гарден

(«Ко́вент-Га́рден») [Covent Garden. Полное название «Королевский оперный театр К.-Г.» (с 1890-х гг.)], оперный театр в Лондоне. Создан в 1732. Название получил от наименования района, в котором расположен. Первоначально в составе «К.-Г.» было несколько самостоятельных трупп. Наряду с драматическими, музыкальными и балетными спектаклями устраивались цирковые представления. К середине 18 в. Основное место на сцене театра занимают музыкальные спектакли, а с 1847 ставятся исключительно оперы и балет..

Ковентри

(Coventry) город-графство в Великобритании, в Англии, в графстве Уорикшир. 334,8 тыс. Жителей (1971). Транспортный узел. Важный машиностроительный центр страны. Авто- и авиастроение, станкостроение, электротехническая промышленность. Производство искусственных волокон. Сложился вокруг основанного в 1043 монастыря. В 13—17 вв. Важный центр торговли и ремесла. В ноябре 1940 и апреле 1941 подвергался ожесточённым бомбардировкам немецко-фашистской авиации (разрушено и повреждено свыше 50 тыс. Зданий..

Коверкот

(от англ. Covertcoat) шерстяная или полушерстяная ткань высокой плотности, вырабатываемая обычно саржевым или несложным диагоналевым переплетением. Для К. Применяют однотонный уток и основу, скрученную из двух нитей разного тона. Каждая нить может состоять из двух шерстяных нитей гребенного прядения или из одной шерстяной и одной хлопчатобумажной. На поверхности К. Образуется характерный мелкий пестрый рисунок. К. Изготовляют различных расцветок с преобладанием серо-зелёного, бежево-коричневого ..

Ковернино

посёлок городского типа, центр Ковернинского района Горьковской области РСФСР. Расположен на р. Узола (приток Волги), в 61 км к С.-З. От железнодорожной станции Семенов (на линии Горький — Котельнич). Льнозавод, маслозавод, леспромхоз.. ..

Ковер

КОВЕР - художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.. ..

Ковёр

КОВЁР, художественное текстильное изделие из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи, обычно с многоцветными узорами. Служит главным образом для утепления и украшения помещений и обеспечения бесшумности. Распространены ковры ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые, вязаные и вышитые. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.. ..

КОВЁР

Вызывать/ вызвать на ковёр кого. Разг. Часто Шутл.-ирон. Вызывать подчинённого к себе в кабинет для выговора. БМС 1998, 268. ШЗФ 2001, 50. СНФП, 79.. ..

Ковер

Ширдак, ала-кийиз, мильфлер, половик, циновка, ковры, ковром, нагоняй, сумах, тус кииз, кошма, коврик, коверчик, палас, сюзане, выговор, дорожка, гобелен, шпалеры, килим, чий, текемет, сырмак, татами, график. ..

Ковер

Художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.. ..

Ковер

М. Келим. Толстая, тканая полсть, полстина. Узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые. Есть и войлочные, набивные, полстяные. Рассыпался ковер по всем сторонам, никому не собрать, ни попам, ни дьякам, ни серебренникам. Звезды. Ковер или коврик самолет, в сказ. Вымысел вроде сапогов-самоходов, скатерти хлебосолки, сумы дай пить есть и пр. Не Стенька. На ковре по Волге не поплывешь. От преданья. Разин расстилал на воду ковер, и на нем безопасно уплывал. Ковер..

Ковёр

М.1) а) Тканое изделие из шерстяной, шелковой и т.п. Пряжи, часто с ворсом, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, дивана, украшения стен и т.п.б) Такое изделие, расстилаемое на спортивной или цирковой арене.2) перен. Что-л., образующее на поверхности земли сплошной покров.. ..

Ковер

КОВЁР -вра́. М.. ..

Ковёр

-вра, м. Изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употр. Для покрытия пола, украшения стен. К. Ручной работы. Расстелить, свернуть к. У ковра выступать (в цирке. Быть ковёрным). Зелёный к. Луга (перен.). К. Зимы (перен. Снег). Вызвать, поставить на к. Кого-н. (перен. Строго призвать к ответу, потребовать объяснений. Разг.). II уменьш. Коврик, -а, м. Домотканый к. (половичок). II прил. Ковровый, -ая, -ое. Ковровая фабрика. Ковровая дорожка. Ковровые р..

Ковёр

Ковра, м. 1. Тяжеловесная, узорчатая ткань, обычно с ворсом, машинной или ручной работы, употр. В качестве подстилки на полу, покрытия или украшения на стену. Вышитый ковер. Персидский ковер. Ковер на стене. Пол устлан коврами. 2. Перен. О траве, цветах, снеге (книжн. Поэт.). По зеленому ковру луга. Цветники разрослись пышными коврами. Ковер зимы покрыл холмы, луга и долы. Баратынский.. ..

Ковёр

Возможно, заимствовано из тюркских языков. Не исключено также, что имеет тот же корень, что и исчезнувшее ковора – "одеяло".. ..

Ковер

Толкуется как др.-рус. Заимств. Из кипчак. Яз., где köwer <. Др.-тюрк. Kiviz «ковер», kidiz, kediz «палас, кошма» и т. П., суф. Производного от kiv-, kev- «одевать». В таком случае ковер буквально — «одеяло». Менее вероятно сближение ковер с диал. Ковора «одеяло», веретье «дерюга», укр. Верета «ковер», при котором ко- интерпретируется как приставка (ср. Закоулок).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Ковер

Род. П. -вра́, укр. Ко́вер, др.-русск. Ковьръ (Сказ. О Борисе и Глебе (Абрамович 29), Ант. Новгор. 15, Лаврентьевск. Летоп. И др.). Наряду с этим ср. Чеш. Kоbеrес, kober, польск. Kobierzec, также болг. Гу́бер. На основании того, что это слово имеет необычные фонетические черты, можно предполагать, что это заимств. Ср. Брюкнер 241. Источником было, возм., дунайско-болг., волжско-болг. (др.-чув.) *kavǝ̂r–из *kebir. Ср. Ср.-тюрк. Kiviz, küwuz, чагат., вост.-тюрк. Kigiz "войлочное одеяло", тат., каз..

Ковёр

        художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Самый ранний из сохранившихся - переднеазиатский ворсовый ковёр - был найден на территории СССР в Горно-Алтайской АО в одном из Пазырыкских курганов (V-IV вв. До н. Э. Ныне в ГЭ). Сохранились свидетельства о существовании ковров в древних государствах Ближнего Востока - Ассирии и Вавилонии.        Художественные особенности ковра ..

Ковер

Название договора страхования, покрытия риска в зарубежной практике.. ..

Ковер

Пол в камеpе. ..

Ковер

Филат. Назв. Рис. Водяного знака на бумаге, использ. При печатании большинства почт, марок СССР 1925-37, впервые - при изготовлении почт, марок серии «Первая годовщина со дня смерти организатора КПСС и основателя Советского государства В. И. Ленина (1870- 1924)» в янв. 1925 (№ 212-219) и др. Последний случай употребления бумаги с водяным знаком «К». - марка с изображением здания гостиницы «Москва» (номиналом 30 коп.) из серии «Архитектура новой Москвы» (№ 548), вып. В июне 1937. Бумага с таким в..

Дополнительный поиск Ковёр Ковёр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ковёр" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ковёр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа