Комедия

119

(от греч. Komodía) вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое). Термин «К.» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos — весёлая процессия и ode — песня). Долгое время под К. Подразумевалось произведение, полярное трагедии (См. Трагедия), с обязательным счастливым концом. Его герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), К. Определялась как «низший» жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесённые К. И трагедию. Такое членение осознанно было нарушено в литературе Просвещения признанием «среднего» жанра — так называемой мещанской драмы (См. Мещанская драма). В 19 в. И особенно 20 в. К. — весьма свободный разноликий жанр. Устремленный, прежде всего к обличению безобразного («недолжного», противоречащего общественному идеалу или норме), комедиограф претворяет его в смешные формы.

Герои К. Внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению, «идее» — своей претензии, и этим выдаются в жертву смеху. Ослеплённость пороком (самовлюблённый урод) или иллюзорность сознания ставят комического героя ниже окружающей действительности или в разлад с ней, погружая его в «призрачную жизнь» (Гегель). Её-то, как «антиидеал», как противоположность истинным общественным и человеческим ценностям, и развеивает смех, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Диапазон комедийной критики чрезвычайно широк — от политической сатиры до лёгкого водевильного юмора. Однако даже в острой социальной К. («Горе от ума» А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определённой мере.

Иначе — сострадание вытесняет смех и К. Преобразуется в жанр драмы («Дело» А. В. Сухово-Кобылина). Наряду с незримым честным «лицом» всякой К. — смехом, положительное начало нередко бывает представлено в ней и непосредственно, зримо. Например. «благородный комизм» в образе Фигаро у П. Бомарше. Богатство человеческих чувств в комическом образе Фальстафа в комедиях У. Шекспира, вольнодумство Чацкого. Характеры в К. Обычно выписаны очень рельефно. Акцентируется не эволюция, а статика характера, не полнота его проявлений, а осмеиваемые черты, что выражает часто человеческую ограниченность, «кукольность» комического персонажа. Многовековая история К. Породила разнообразные жанровые разновидности, отличающиеся композиционно-сюжетным строением, структурой образов, характером комического пафоса.

К. Характеров, К. Бытовая (нравов), К. Положений, К. Интриги, К.-буффонада, лирическая К., героическая К., сатирическая К. И др. Традиционными средствами создания комического эффекта в сюжете являются перемены от несчастья к счастью, «кви про кво» (одно вместо другого), узнавание и т.п. Комизм положений (особенно характерный для К. Положений, основанной на хитроумной интриге, для водевиля (См. Водевиль) и Фарса) в большинстве классических К. (например, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К. Характеров. Например, у Мольера или Грибоедова). Важнейшее средство комического эффекта — диалог, речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, контраст с характером, пародия, ирония, а в новейшей К.

— остроумие и игра Парадоксами). «Отцом» К. Считают Аристофана, создателя общественно-политической сатирической К. В греческой новоаттической (Менандр) и римской К. (Теренций, Плавт) в центре внимания — перипетии личной, частной жизни. Разновидности античной К. Римская Ателлана, Мим, народная К. И др. Театральное воплощение античной К. Требовало гиперболы, карикатурности, буффонады. Актёры выступали в масках, изображавших лица традиционных типов. В средние века смеховое начало окрашивает собой народные карнавалы и проникает в лоно религиозных жанров. Рождаются фарс, Интермедия, Соти, Фастнахтшпиль. В европейских литературах выделяются устойчивые типы К. Итальянская «учёная комедия» 16 в. И Комедия дель арте, сценическая система которой подняла народную традицию на уровень высокого профессионализма и оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европейского театра.

Испанская К. «плаща и шпаги» (Лопе де Бега, Тирсо де Молина, П. Кальдерой), «высокая К.» французского Классицизма. Богатством настроений проникнуты любовные К. Шекспира, выражающие излюбленную ренессансную идею о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комическое и трагическое, Шекспир одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем («Двенадцатая ночь»), с красотой цельных характеров («Укрощение строптивой»). Мольер синтезировал народную комику (фарс, комедия дель арте) с ренессансной «учёной К.», классицистский анализ характера («тип страсти») с живостью народного зрелища и, подняв идейность К. До трагического накала, создал жанр «высокой К.».

Просветительская К. Сочетала саркастическую насмешку с весельем и чувствительностью положительных героев (Бомарше, Гольдони). В 19 в. Образцы сатирической «социально-учительной» К. Создают русские реалисты. Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой. Их пьесы углубляют К. Характеров и нередко соприкасаются с трагедией. Под воздействием просветительской, а затем К. Критического реализма формируется русская реалистическая школа актёрского искусства (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский и др.). Новые возможности К. (ослабление интриги, повышенный психологизм, более сложные характеры, интеллектуальные поединки) раскрываются в конце 19—начале 20 вв. (в «К. Идей» Б. Шоу и «К. Настроений» А. П. Чехова). В 20 в. К. Отличается чрезвычайным разнообразием жанровых модификаций (в том числе социально-обличительные комедии Б.

Нушича, Б. Брехта, Ш. О'Кейси), вплоть до трагикомедии (Л. Пиранделло, Ж. Ануй) и трагифарса (Э. Ионеско), а также многообразием театр, форм и приёмов выразительности. Советская комедиография представлена многими жанровыми разновидностями. Продуктивен жанр социально-бытовой К., сочетающей сатирические и драматические мотивы и наследующей образно-стилевой строй реалистической классики 19 в. (Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов. Позже — С. В. Михалков, А. Д. Салынский, Ю. Смуул и др.). Популярен жанр «весёлой», или лирической, К., использующей водевильные приёмы. Её образцами остаются «Квадратура круга» В. П. Катаева и «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина. В существенно ином, условно-гротескном стиле созданы «сценические карикатуры» В.

В. Маяковского «Клоп» и «Баня». Для условно-гротескного комедийного стиля характерно нарушение бытовой достоверности, крайнее заострение комических ситуаций (эксцентризм) и образов (гипербола, пародия, буффонада), символические и фантастические элементы, обнажение условности и т.д. Ряд черт гротескного стиля сложился в сатирическом фарсе Н. Р. Эрдмана «Мандат», в пьесах М. А. Булгакова. Своеобразный театр комической аллегории и сатирического символа создали К.-сказки Е. Л. Шварца, включающие и светлую лирику (даже самые остросатирические К. «Дракон» и «Голый король»). Многокрасочна струя комического в ряде пьес Н. Ф. Погодина (например, «Темп», «Аристократы» и др.). Комическое в них переплетается с романтическим, а патетика облекается в юмор.

Комическое начало в драме вообще весьма распространено в советской драматургии, в том числе, например, во многих пьесах В. С. Розова («В добрый час!», «В поисках радости», «Перед ужином»), А. М. Володина («Назначение»), Л. Г. Зорина. Героическую К. Представляет «Давным-давно» А. К. Гладкова, социально-бытовую — пьесы А. В. Софронова. Советская К. Многонациональна. Различные по жанру К., получившие признание за пределами республик, созданы А. Е. Корнейчуком, И. К. Микитенко, В. П. Минко (Украина), К. Крапивой, А. Е. Макаёнком (Белоруссия), Ю. Смуулом (Эстония), А. Каххаром (Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М. Г. Бараташвили (Грузия), Д. К. Демирчяном (Армения) и др. Лит. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957. Гегель, Соч., т. 14, М.,1958, с. 366—69. Булгаков М.

А., Жизнь господина де Мольера, М., 1962. Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967. Пинский Л., Комедии и комическое начало у Шекспира, в кн. Шекспировский сборник, М., 1967. Волькенштеин В., Драматургия, 5 изд., М., 1969. Л. В. Чертов..

Значения в других словарях
Комдив

воинское звание в Сухопутных войсках и ВВС Красной Армии в 1935—40. Введено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935. В ВМФ званию К. Соответствовало звание флагмана 2-го ранга, а в военно-политическом составе армии и флота — дивизионного комиссара. Отменено 7 мая 1940 (см. Звания воинские).. ..

Комеди Франсез

(«Комеди́ Франсе́з») (официальное название — «Театр Франсе», «Théâtre-Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр «Бургундский отель». В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, Л. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение литературной драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, «К. Ф.» завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие ..

Комедия дель арте

(commedia dell'arte) комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. Д. А. Были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., К. Д. А. Унаследовала реалистические традиции народного Фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической «учёной комедии» («комедия эрудита»..

Комедия-балет

(франц. Comédie-ballet) театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) искусства. Характерен для французского театра середины 17 в. Его создатель — Мольер. Совместно с композиторами Ж. Б. Люлли и М. А. Шарпантье, балетмейстером П. Бошаном и декоратором Г. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б. «Докучные» (1661), «Брак по принуждению» (1664), «Принцесса Элидская» (1664), «Жорж Данден» (166..

Комедия

КОМЕДИЯ (от греч. Komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии. Положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира). Характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера). Идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии. Сатирич..

Комедия

КОМЕДИЯ (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического. Противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии. Положений, основанную на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира). Характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера). Идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии. Сат..

Комедия

Драматическое "воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение" (Аристотель, "Поэтика", гл. V). Это определение, данное в Греции, верно и для современной К., хотя на пути ее развития чисто этическое понимание ее несколько расширилось. Слово К. (κωμωδία) означает собственно песнь (ώδή), певшуюся на празднике Диониса. Из этих песен обособились первые К. До нас не дошли произведения старейших греческих комиков. Суссариона из Мегары и Эпихарма из Коса. А..

Комедия

Восходит к ритуальным песням на празднике Диониса, бога плодородия и изобилия. По преданию, некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в театральное представление и в 580 до н.э. Перенес комедию из Мегары в аттический дем Икарию. Согласно Аристотелю, немного позже в Сицилии поэты Эпихарм и Формий первыми стали писать комедии на вымышленные сюжеты, а первым афинским комедиографом был Кратет.Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н.э.) - первый комедиограф, чьи произведения дош..

Комедия

Выкурить комедию. Брян. Совершить неожиданный поступок, удивить кого-л. СБГ 3, 72.. ..

Комедия

(греч. Komodia, от komos - веселый, и ado - пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) драматическое произведение, в котором осмеивается пошлая сторона жизни или показываются со смешной стороны людские слабости и пороки. 2) в ином значении. Притворная сцена, когда кто-ниб. Выражает не то, что думает или чувствует в действите..

Комедия

См. Зрелище, обман. ..

Комедия

I.(иноск.) - притворствоКомедию ломать (разыграть) - иноск. ПритворятьсяСр. Порядочная женщина. С любовью к мужу неуязвима. Любовь - это ее душа. И ты хочешь, чтобы я посрамила это чувство каким-то притворством, какой-то комедией.Островский. Красавец-мужчина. 2, 8.Ср. Оба они чувствовали. Что все это, этот тон, эти насмешки, были. Какая-то игра, какая то комедия, которую они ломали.Б. Маркевич. Бездна. 3, 3.Ср. Una perfida comedia å questo, предательскую комедию разыгрывает она со мною.Там же. 1..

Комедия

Ж. Драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде. | *Забавное происшествие или случай. Народ говорит. Комедь ломать, или смол. Комедовать, выкидывать забавные штуки. Комедует у нас баран, да и только. Комедь. Душечки дуры. Говор. Вяземки, рассказывая смешное. Комедиант. -тка, актер, актриса, лицедей. Актер низшего разряда, гаер, плясун, фигляр, клус. | *Притворщик, лицемер. Комик, сочинитель комедий, или актер комический, смешной, забав..

Комедия

1. Ж.1) Драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом.2) Представление на сцене такого драматического произведения.2. Ж. Разг.1) Смешное, забавное происшествие.2) перен. Притворство, лицемерие в поступках, поведении.. ..

Комедия

КОМЕ́ДИЯ -и. Ж. [греч. Kōmōdia от kōmos - сельский праздник и aeidein - петь]. ..

Комедия

-и, ж. 1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. Перен. Притворство, лицемерие в каких-н. Действиях. Ломать комедию (разг. Неодобр.). 3. То же, что умора (разг.). II прил. Комический, -ая, -ое (к 1 знач.) и комедийный, -ая, -ое (к 1 знач.). Комическая опера. Комический (комедийный) актер.. ..

Комедия

Комедии, ж. [греч. Komodia]. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом (лит., театр.). Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеров. || Представление на сцене такого произведения (театр.). В театре шла комедия. 2. Театр, в к-ром ставятся комедии (устар.). Мы вчера были в комедии. 3. Перен. Всякое смешное происшествие (разг.). Тебе - комедия, а мне - трагедия. Гончаров. 4. Перен. Притворство, лицемерное разыгрывание какой-н. Роли, сцена, церемония, выполняем..

Комедия

Заимствование из польского komedia, восходящего к греческого слову.. ..

Комедия

Заимств. В конце XVII в. Из польск. Яз., где komedia <. Лат. Comoedia — из греч. Kōmōdia сложения kōmos «веселое гулянье» (первоначально — в честь Диониса) и ōdē «песня». Комедия буквально — «веселое шествие с песнями».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Комедия

Коме́дия начиная с XVII в. (см. Смирнов 147 и сл.), диал. Коме́дь, псковск. (AfslPh 18, 618), вятск. (Васн.), ками́дь "шутка", с.-в.-р. (Барсов, Причит.). Из польск. Komedia от лат. Соmоеdiа, первоисточником которого явл. Греч. Κωμῳδία. См. Преобр. I, 342. •• [Дополнительный материал см. В кн. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 79. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Комедия

КОМЕДИЯ - вид драмы , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. Отличается тем, что она:1. Не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон;2. Направлена на «низменные», т. Е. Обыденные, цели;3. Ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.К. Показывает в смехотворном виде некоторые коллизии, устанавливая к странностям или порокам персонажей отрицательное отношение класса, идеоло..

Комедия

- (от греч. От komos - веселая толпа <. Komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы. Произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают "К. Положений" (предпочтение отдается событиям, интриге. У. Шекспир "Комедия ошибок"), "К. Нравов" (в основе ее - яркое изображение общественных нравов. "Тартюф" Ж.-Б. Мольера), сатирическую К. ("Клоп" В.В. Маяковского), К. Характеров (источник ..

Комедия

— жанр драмы, в котором действия и характеры представлены в формах комического, смешного, по характеру различаются на юмористические, сатирические и трагикомедии. В широком значении — смешное, неудобное положение, рассказ, часто с ироническим оттенком.. ..

Дополнительный поиск Комедия Комедия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Комедия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Комедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа