Комедия дель арте

95

(commedia dell'arte) комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. Д. А. Были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., К. Д. А. Унаследовала реалистические традиции народного Фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической «учёной комедии» («комедия эрудита»). Буффонно яркие представления К. Д. А., разыгрываемые на народных диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими Лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирическую направленность. Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др.

Объектом постоянной сатиры К. Д. А. Были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону К. Д. А. Определяли идеализированные образы «влюблённых», выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актёры К. Д. А., виртуозно владевшие искусством коллективной импровизации, впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшими актёрами К. Д. А. Были А. Ганасса, братья Дж. И Т. Мартинелли, И. И Ф. Андрсини (16 в.). Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.). К. Бертинацци, Ч. Д'Арбес, А. Сакки (18 в.). С середины 17 в. Начался упадок К. Д. А. — под влиянием католической реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение.

К. Д. А. Оказала воздействие на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в других европейских странах (театр «Комеди Итальени» в Париже). Особенно заметно влияние К. Д. А. На творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. Жизнерадостная стихия К. Д. А. Зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле «Принцесса Турандот». Отдельные черты поэтики К. Д. А. Восприняли современные прогрессивные драматурги и актёры Италии (в том числе Э. Де Филиппе). Лит. Дживелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962. Apollonio М., Storia della commedia dell'arte, Roma — Mil., 1930. Pandolfi V., Il teatro del Rinascimento e la commedia dell'arte, Roma, [1969]. Актёры комедии дель арте на площади в Виченце. 17 в. Д. Бьянколелли в роли Арлекина.

Пульчинелла и Панталоне. Сцена из представления комедии дель арте. 16 в..

Значения в других словарях
Комеди Франсез

(«Комеди́ Франсе́з») (официальное название — «Театр Франсе», «Théâtre-Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр «Бургундский отель». В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, Л. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение литературной драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, «К. Ф.» завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие ..

Комедия

(от греч. Komodía) вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое). Термин «К.» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos — весёлая процессия и ode — песня). Долгое время под К. Подразумевалось произведение, полярное трагедии (См. Трагедия), с обязательным счастливым концом. Его герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), К. Определялась как «низший» жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесённые К. И тр..

Комедия-балет

(франц. Comédie-ballet) театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) искусства. Характерен для французского театра середины 17 в. Его создатель — Мольер. Совместно с композиторами Ж. Б. Люлли и М. А. Шарпантье, балетмейстером П. Бошаном и декоратором Г. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б. «Докучные» (1661), «Брак по принуждению» (1664), «Принцесса Элидская» (1664), «Жорж Данден» (166..

Комендант

(франц. Commandant — командир, начальник, от лат. Commendo — вверяю, поручаю) 1) должностное лицо (офицер или генерал) в вооруженных силах различных государств. С 16 в. К. Назывался начальник гарнизона крепости. В России до 1715 К. Военного гарнизона одновременно являлся уездным правителем, позже — только начальником гарнизона. При главнокомандующем и командующем отдельной армией существовали К. Главной квартиры, имелись К. Городские, железнодорожных и водных участков, К. Корпусов. В Советских В..

Комедия Дель Арте

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. Commedia dell arte - комедия масок) - вид итальянского театра (16-17 вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-"маски". Слуги - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина. Глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.. ..

Комедия Дель Арте

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итальянское commedia dell'arte), комедия> масок, театральная форма, получившая распространение во 2-й половине 16 - 17 вв. Труппы "комедии дель арте" кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный персонаж-маска, легко узнаваемый по деталям костюма, характеризующийся устойчивым типом поведения. Влюбленные. Смешные старики Панталоне и Доктор. Арлекин, Пульчинелла и другие. Принцип игры - импровизация на основе сценария. Для спектак..

Комедия Дель Арте

(сommedia dell arte),итальянская комедия-импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль. Была популярна в Италии в 1560-1760. В спектаклях играли профессиональные актеры - в отличие от предшествующей эпохи, когда в театре выступали любители. Заранее писалась и выучивалась лишь основа сценария. Спектакль, предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора, сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунад..

Комедия дель арте

(Commedia dell'arte), комедия масок, - вид итал. Театра, спектакли к-рого создавались импровизационно на основе сценария, содержавшего краткую сюжетную схему представления. Возникнув в сер. 16 в., К. Д. А., сочетавшая слово, танец, пение, трюк, стала высшим достижением итал. Т-ра эпохи Возрождения и определила начало развития европ. Проф. Т-ра. Персонажами К. Д. А. Были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Действенную роль в развитии интриги играли "слуги" ("дзанни") - наг..

Дополнительный поиск Комедия дель арте Комедия дель арте

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Комедия дель арте" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Комедия дель арте, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа