Конфуцианство

157

этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы К. Были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием (См. Конфуций) и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения К., выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

К. Считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем К. (о понятии «небо» и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. Д.). Главным в К. Были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.

Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. Д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. Н. Цзюнь цзы («благородные мужи»), т. Е. Представители высших слоев общества. Простолюдины же — сяо жэнь (дословно — «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, — яркое выражение социальной направленности, классового характера К. К. Уделяло большое внимание вопросам т.

Н. Гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до К., но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. Священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять — значит исправлять», К. Придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». К. Призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Один из наиболее видных последователей Конфуция — Мэн-цзы (4—3 вв. До н. Э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами. В такой обстановке в К., направленном на укрепление существующего общественного строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им «мудрых» и «добродетельных» государей отдалённых времён (т. Е. Родоплеменных вождей) — Яо, Шуня, Вэнь Вана и др. В этой связи находится и проповедь К.

Социальной утопии об обществе Да тун («Великого единения»), «золотого века» в истории Китая, во времена которого якобы не было войн и распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о народе. К. В дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древне-китайских идеологических течений, в особенности легизма (см. Фацзя), что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи Хань, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат. Во главе его могли встать конфуцианцы, владевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний. Реформированное К. Эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в.

До н. Э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами Даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н. Э. При императоре У-Ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. В К. Усиливаются религиозно-мистические и реакционные черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной.

Т. О., К. Как господствующая идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба», китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. К. Как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. К. Ещё больше укрепилось после острой борьбы с Буддизмом в 7—8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768—824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту К.

Новый этап развития К. Относится к эпохе Сун (960—1279) и связан с именем Чжу Си (1130—1200) — известного учёного-историка, филолога и философа, который является создателем обновленного К., философской системы неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Неоконфуцианство восприняло и сохранило основные принципы древнего К., его реакционные положения о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли «сына неба» — повелителя Вселенной. Неоконфуцианство также было поставлено на службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господствующей идеологией, которая вплоть до нового времени сковывала и тормозила развитие общественно-политической и филосовской мысли, препятствовала прогрессу науки и техники, способствовала изоляции Китая от европейской цивилизации и её прогрессивной научно-технической мысли, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая в новое время.

Такую же роль, как в Китае, неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме. Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце 19 — начале 20 вв. Предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать К., которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капиталистических отношений в стране условиями общественного бытия. В период движения «4 мая» 1919 (см. «Четвёртого мая» движение (См. Четвёртого мая движение)), когда наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, К. Был нанесён сильный удар. Тем не менее и после этого оно продолжало играть значительную роль в общественной жизни Китая.

В период господства чанкайшистского гоминьдана (1927—49) идеология К. Была поставлена на службу гоминьдановской реакции. Даже после создания КНР К. Продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма. Источн. Лунь юй чжэн и («Беседы и суждения» с комментариями), в кн. Чжу-цзы цзи-чэн (Собр. Произв. Древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957. Мэн-цзы чжэн и («Мэн-цзы» с комментариями), там же, т. 2. Сюнь-цзы цзи цзе («Сюнь-цзы» со сводными комментариями), там же. Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904. Его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910. Legge J., The Chinese classics, v. 1—5, Hongkong, 1960.

Лит. Георгиевский С., Принципы жизни Китая. СПБ, 1888. Васильев В. П., Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873. Петров А. А., Очерк философии Китая, в кн. Китай, М., 1940. Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.— Л., 1947. Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966. Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970. Creel Н. G., Confucius. The man and the myth, L., 1951. Levenson J. R., Confucian China and its modern fate, v. 1—3, Berk.— Los Ang.— L., 1958—65. Wright A. F. (ed.). The Confucian persuasion, Stanford, 1960. Л. И. Думан.

Значения в других словарях
Конформность

соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. См. В ст. Конформизм. ..

Конфронтация

(франц. Confrontation, от лат. Cum — вместе, против и frons, родительный падеж frontis — лоб, фронт) противоборство, противопоставление (социальных систем, классовых интересов, идейно-политических принципов и др.). Столкновение. ..

Конфуций

Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. Э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (См. Конфуцианство). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. Изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. С его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политическо..

Конха

(от греч. Kónchе — раковина) полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, К. Широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В К. Нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, богоматери, христианских святых. ..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до ..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть> правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуциа..

Конфуцианство

Кит. Жу [[цзя/цзяо]] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5вв. До н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-философское учение Конфуц..

Конфуцианство

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Конфуцианство

Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до Синьхайской рево..

Конфуцианство

Ср.Система нравственно-философских взглядов, разработанная в V в. До н.э. Китайским мыслителем Конфуцием.. ..

Конфуцианство

КОНФУЦИА́НСТВО -а. М. Философское учение, разработанное древнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.. ..

Конфуцианство

Конфуцианства, мн. Нет, ср. (книжн.). Система нравственно-философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 - 6 вв. До хр. Э.).. ..

Конфуцианство

— этико-политическое и религиозное движение в Китае. Основы заложены в VI в. До н. Э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а социальное расслоение людей — всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства К. Ставило нравственное самоусовершенство, соблюдение норм этикета. Со II в. До н. Э. И до Синьхайской революции 1911 — 1913 гг. Являлось официальной государственной идеологией. К. Отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элеме..

Конфуцианство

Этико-политич. Учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. Мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. Относится к 6 в. До н. Э. К. Уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. Гос. Системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми. Между государем и подданным, между о..

Конфуцианство

(Confucianism)Кит. Жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".Древнейшая филос. Система и одно из трех главных этико-религ. Учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. До н.э. В ориг. Наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. Учение Конфуций подчеркнуто иденти..

Конфуцианство

(кит. Жу цзя, жу цзяо - школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) - кит. Классическая философия. К, возникло в 6 в. До н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо - три учения, три религии). Основатель - Конфуции, первым из др.-кит. Мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший с..

Конфуцианство

Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Предшественни. ..

Дополнительный поиск Конфуцианство Конфуцианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуцианство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа