Конфуцианство

73

Этико-политич. Учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. Мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. Относится к 6 в. До н. Э. К. Уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. Гос. Системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми. Между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. Оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" - "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ.

Равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. Иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция. "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели.

Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. Работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. Положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране. С одной стороны, существованием классов и клас. Борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. И их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. Службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны.

Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. Отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации.Сущность этич. Норм К. Заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. Иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. Е. Родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т.

Е. К доклас. Обществ. Отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. Обществ. Прогресса. Вместе с тем в раннем К. Прослеживаются и прогрессивные черты. Осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. До н. Э.), а также в советах улучшить нар. Благосостояние и в критике деспотич. Правителей. Раннее К. Сыграло положит, роль в развитии древнекит. Культуры. Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. Материалов, нар. Легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. Памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист.

Деятелей).К. В дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего - "сына неба". В 136 до н. Э. Имп. У-ди провозгласил К. Офиц. Доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. Э. В Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. Конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. Гос. Должности.Наиболее крупным представителем реформированного К. Был Дун Чжун-шу (2 в. До н. Э.), религиозно-идеалистич.

Взгляды к-рого стали господств, офиц. Идеологией. В. Доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. Стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей. От "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. Взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. Мысли. Именно это, реформированное К. С его реакц. Сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ.

Жизни и в течение многих веков определяла гос. Политику, нормы морали, семейные и обществ. Традиции, науч. И филос. Мысль, препятствуя их дальнейшему развитию.Наряду с К. В Китае развивались и др. Учения - даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. Жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. Получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. На умы людей. Тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. Системе, В кон. 8 - нач. 9 вв. В связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. Гос-ва К. Стало вновь офиц. Идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К.

Выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него. В частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. Представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам.Новый этап в развитии К. Относится к периоду развития ср.-век. Феод. Кит. Общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос.

Системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. Групп, филос. Направлений т. Н. Сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. И идеалистич. Взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. Е. Мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира - "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала. Бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. Е. Форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. О., Чжу Си стоял на идеалистич. Позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. Принципы этико-политич. Учения древнего К. - о незыблемости существующих порядков, об естеств.

Характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. Черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. Обоснование феод. Абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. Классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. И филос. Мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. Прогресса" К. Явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая.Безуспешную попытку возродить К.

В модернизи-ров. Виде предпринял в кон. 19 - нач. 20 вв. Бурж. Реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. Гос. Религией. Однако в это время среди кит. Интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. Учение продолжало играть значит. Роль в обществ. Жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах.

В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. Была поставлена на службу реакц. Классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. Время оказывают влияние на известные слои населения страны.Интерес к К. В Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. Франц. Просветители 18 в. Видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. Появились первые науч. Переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. Яз.), Э. Био и С. Куврёра (на франц. Яз.), что создало предпосылки для изучения К.

До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. На исследовании раннего К. Проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. И амер. Ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. Синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. Возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. Было насквозь аристократич. Учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. Синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. Рассматривается как идеология универсального теократич.

Гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. Синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. Принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. Обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. И франц. Синолог М. Гране (M. Granet, La pensée chinoise, P., 1934).Первая подробная характеристика К. В сов. Науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. Расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.

Китай, М., 1940) осн. Моментом гос.-политич. Концепции К. Считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. Общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. До н. Э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. Большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит.

Городе-государстве 6 в. До н. Э., где вооруж. Народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. Вопросы гос. Политики.Проблемы оценки К. Являются в наст. Время предметом дискуссии среди кит. Ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. Нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований.Источн. Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн. "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957.

Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2. Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же. Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904. Его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910. Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876. Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851. Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960. Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928.Лит. (кроме указ. В ст.). Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888. Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53. Wilhelm R., K'ungtse und der Konfucianismus, В., 1928. Bruce J.

P., Chu Hsi and his masters, L., 1927. Nivison D. S. And Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959. Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960.Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва..

Значения в других словарях
Конфуцианство

этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы К. Были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием (См. Конфуций) и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения К., выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывал..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до ..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть> правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуциа..

Конфуцианство

Кит. Жу [[цзя/цзяо]] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5вв. До н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-философское учение Конфуц..

Конфуцианство

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Конфуцианство

Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до Синьхайской рево..

Конфуцианство

Ср.Система нравственно-философских взглядов, разработанная в V в. До н.э. Китайским мыслителем Конфуцием.. ..

Конфуцианство

КОНФУЦИА́НСТВО -а. М. Философское учение, разработанное древнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.. ..

Конфуцианство

Конфуцианства, мн. Нет, ср. (книжн.). Система нравственно-философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 - 6 вв. До хр. Э.).. ..

Конфуцианство

— этико-политическое и религиозное движение в Китае. Основы заложены в VI в. До н. Э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а социальное расслоение людей — всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства К. Ставило нравственное самоусовершенство, соблюдение норм этикета. Со II в. До н. Э. И до Синьхайской революции 1911 — 1913 гг. Являлось официальной государственной идеологией. К. Отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элеме..

Конфискация Земли

(лат. Confiscate - отобрание имущества в казну) - принудительное изъятие зем. Собственности, санкционированное законом. Проводится в форме безвозмездного отчуждения (в особых условиях - в форме отчуждения за символический выкуп). В широких масштабах осуществлялась в периоды обострения клас. Борьбы (иногда - борьбы между различными прослойками одного класса), главным образом во время социальных революций, с целью передачи земли от одного класса (социальной группы) другому классу (социальной групп..

Конфискация Помещичьих Имений

В России - безвозмездное изъятие у помещиков (а также церквей, монастырей и др. Нетрудовых владельцев) имений с землями, инвентарем, запасами и усадебными постройками. Первое Из агр. Преобразований Сов. Власти в 1917-18. Провозглашена Декретом о земле и подтверждена законом "О социализации земли" (утвержден В ЦИК 27 янв. (9 февр.) 1918). Проводилась низовыми Советами крест. Депутатов и волостными зем. К-тами. Порядок проведения определяла инструкция об урегулировании зем. К-тами зем. И с.-х. Отн..

Конфуций

Кун-цзы (р. Прибл. 551 - ум. 479 до н. Э.), - др.-кит. Мыслитель, педагог и гос. Деятель, заложивший основы этико-политич. Учения - конфуцианства. Род. В обедневшей семье знатного происхождения в царстве Лу (на терр. Совр. Уезда Цюйфу, провинция Шаньдун). В молодости был мелким чиновником, а впоследствии организовал и возглавил первую в Китае частную школу, куда принимались все, независимо от происхождения. Тем самым впервые была нарушена монополия аристократии на образование. В школе у К. Изуча..

Концессии

(от лат. Concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях зем. Недр, участков земли, рыбных предприятий или др. Хоз. Объектов, принадлежащих гос-ву или муниципалитетам. Одна из форм гос. Капитализма. В бурж. Странах концессионерами обычно выступают крупные капиталистич. Объединения, к-рые, получая монополию на эксплуатацию концессионных предприятий, используют К. Для получения монопольных прибылей. В условиях государственно-монополистического капитализм..

Конфуцианство

(Confucianism)Кит. Жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".Древнейшая филос. Система и одно из трех главных этико-религ. Учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. До н.э. В ориг. Наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. Учение Конфуций подчеркнуто иденти..

Конфуцианство

(кит. Жу цзя, жу цзяо - школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) - кит. Классическая философия. К, возникло в 6 в. До н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо - три учения, три религии). Основатель - Конфуции, первым из др.-кит. Мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший с..

Конфуцианство

Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Предшественни. ..

Дополнительный поиск Конфуцианство Конфуцианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуцианство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа