Конфуцианство
(кит. Жу цзя, жу цзяо - школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) - кит. Классическая философия. К, возникло в 6 в. До н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо - три учения, три религии). Основатель - Конфуции, первым из др.-кит. Мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший себя философом (хао сюэ - любящий учение, любящий мудрость).В своем развитии К. Прошло несколько этапов. Первый - раннее К., включает учение Конфуция и его последователей Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Второй-К, эпохи Хань (206 до н.э.
- 220 н.э.), представлено творчеством Лу Цзя (216-172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170-120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.), Бань Гу (32-92) и др. Трети й - неоконфуцианство эпох Сун (960-1279) и Мин (1368-1644), представлено трудами Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзая (1020-1078), Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107), Чжу Си (1130-1200), Лу Цзююаня (1139-1193), Ван Янмина (1472-1529). Четвертый - современное неоконфуцианство, представлено теоретическими разработками Чжан Цзюньмая (1887-1968), Лян Шумина (1893-1988), Фэн Юланя (1895-1990), Хэ Линя (р. 1902), Моу Цзунсаня (р. 1909), Ду Вэймина др.Мировоззренчески К. Ориентировано в будущее с опорой на древность. Последняя в К. Получила собственную смысловую транскрипцию и преподносилась Поднебесной как образец, который сохранялся и постоянно воспроизводился в форме культуры (вэнь).Филос.
Кредо К. Выражено в положении Конфуция. "Человек может расширить дао, но не дао человека". В связи с этим ставилась задача. Создать новый тип человека, способного воспринимать и расширять дао. Таковым является "благородный муж" (цзюнь-цзы), - субъект социокосмической середины, гармонично сочетающий в себе естество (чжи) и культуру (вэнь). "Благородный муж" возделывает почву семейных отношений - "почитание родителей и старших братьев", на которой вырастает человеколюбие (жэнь), выражающее сущность человека. Человеколюбие дает движущий импульс долгу, ритуалу, доверию, мудрости/знанию, т.е. Всем остальным духовным элементам архетипа у син, и приводит к рождению дао. Человеческое дао через духов предков, нормирующих жизнь современности, сопрягается с дао судьбоносного Неба.
В результате космос Поднебесной приобретает социоморфное и антропоморфное качества, а человек наделяется Небом природой/характером и следует дао Неба и духов предков как заданному естеством закону. В контексте слияния семьи, гос-ва и Неба-космоса в К. Строится иерархия власти. Глава семьи - отец рода, правитель гос-ва - отец семьи царства, Небо - отец семьи Поднебесной. Цель и смысл человеческого существования состоит в том, чтобы овладеть нравственными ценностями К. И гармонизировать природно-человеческую Поднебесную.После смерти Конфуция К. Дифференцировалось на восемь направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе - неортодоксального К.Во 2 в.
До н.э. С началом правления династии Хань К. Одержало победу над легизмом и обрело статус официальной идеологии. К. Было систематизировано Дун Чжуншу, прозванным "Конфуцием эпохи Хань", и дополнено космологической доктриной. Дальнейшее развитие К. Получило в неоконфуцианстве, которому предшествовал даоско-конфуцианский синтез ("учение о сокровенном" - сюань сюэ), вызванный проникновением в Китай буддизма.Неоконфуцианство 11-17 вв. Основывалось собственно на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их учеников. Оно представлено двумя конкурирующими направлениями, возглавляемыми школой Чэн - Чжу (братьев Чэн и Чжу Си) и школой Лу - Вана (Лу Цзююаня и Ван Янмина). Первая развивала "учение о принципе" (ли сюэ), ведущем к постижению объективной реальности.
Вторая сосредоточилась на "учении о сердце" (синь сюэ), ведущем к постижению субъективной реальности, в которой содержатся все принципы мироустройства.Современное неоконфуцианство характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию зап. Ценностей, с другой - обращением к моральной проблематике раннего К. Унаследовав от предшествующего неоконфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного неоконфуцианства преобразовали ее в "моральную метафизику", сочетающую филос. И религиозные идеи.Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904. Он же. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. Древнекитайская философия.
М., 1972-1973. Т 1-2. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992. Конфуции. Я верю в древность. М., 1995. Переломов Л.С. Конфуций. "Лунь юй". М., 1998. Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 2. Он же. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. М., 2000. Fung Yulan. The History of Chinese Philosophy. Prinstone, 1953. Vol. 1-2. Legge J. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. 1-5. Confucianism and Chinese Civilization. New York, 1965. A.E. Лукьянов.
Дополнительный поиск Конфуцианство
На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуцианство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 13 символа