Конфуцианство

230

(кит. Жу цзя, жу цзяо - школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) - кит. Классическая философия. К, возникло в 6 в. До н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо - три учения, три религии). Основатель - Конфуции, первым из др.-кит. Мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший себя философом (хао сюэ - любящий учение, любящий мудрость).В своем развитии К. Прошло несколько этапов. Первый - раннее К., включает учение Конфуция и его последователей Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Второй-К, эпохи Хань (206 до н.э.

- 220 н.э.), представлено творчеством Лу Цзя (216-172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170-120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.), Бань Гу (32-92) и др. Трети й - неоконфуцианство эпох Сун (960-1279) и Мин (1368-1644), представлено трудами Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзая (1020-1078), Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107), Чжу Си (1130-1200), Лу Цзююаня (1139-1193), Ван Янмина (1472-1529). Четвертый - современное неоконфуцианство, представлено теоретическими разработками Чжан Цзюньмая (1887-1968), Лян Шумина (1893-1988), Фэн Юланя (1895-1990), Хэ Линя (р. 1902), Моу Цзунсаня (р. 1909), Ду Вэймина др.Мировоззренчески К. Ориентировано в будущее с опорой на древность. Последняя в К. Получила собственную смысловую транскрипцию и преподносилась Поднебесной как образец, который сохранялся и постоянно воспроизводился в форме культуры (вэнь).Филос.

Кредо К. Выражено в положении Конфуция. "Человек может расширить дао, но не дао человека". В связи с этим ставилась задача. Создать новый тип человека, способного воспринимать и расширять дао. Таковым является "благородный муж" (цзюнь-цзы), - субъект социокосмической середины, гармонично сочетающий в себе естество (чжи) и культуру (вэнь). "Благородный муж" возделывает почву семейных отношений - "почитание родителей и старших братьев", на которой вырастает человеколюбие (жэнь), выражающее сущность человека. Человеколюбие дает движущий импульс долгу, ритуалу, доверию, мудрости/знанию, т.е. Всем остальным духовным элементам архетипа у син, и приводит к рождению дао. Человеческое дао через духов предков, нормирующих жизнь современности, сопрягается с дао судьбоносного Неба.

В результате космос Поднебесной приобретает социоморфное и антропоморфное качества, а человек наделяется Небом природой/характером и следует дао Неба и духов предков как заданному естеством закону. В контексте слияния семьи, гос-ва и Неба-космоса в К. Строится иерархия власти. Глава семьи - отец рода, правитель гос-ва - отец семьи царства, Небо - отец семьи Поднебесной. Цель и смысл человеческого существования состоит в том, чтобы овладеть нравственными ценностями К. И гармонизировать природно-человеческую Поднебесную.После смерти Конфуция К. Дифференцировалось на восемь направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе - неортодоксального К.Во 2 в.

До н.э. С началом правления династии Хань К. Одержало победу над легизмом и обрело статус официальной идеологии. К. Было систематизировано Дун Чжуншу, прозванным "Конфуцием эпохи Хань", и дополнено космологической доктриной. Дальнейшее развитие К. Получило в неоконфуцианстве, которому предшествовал даоско-конфуцианский синтез ("учение о сокровенном" - сюань сюэ), вызванный проникновением в Китай буддизма.Неоконфуцианство 11-17 вв. Основывалось собственно на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их учеников. Оно представлено двумя конкурирующими направлениями, возглавляемыми школой Чэн - Чжу (братьев Чэн и Чжу Си) и школой Лу - Вана (Лу Цзююаня и Ван Янмина). Первая развивала "учение о принципе" (ли сюэ), ведущем к постижению объективной реальности.

Вторая сосредоточилась на "учении о сердце" (синь сюэ), ведущем к постижению субъективной реальности, в которой содержатся все принципы мироустройства.Современное неоконфуцианство характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию зап. Ценностей, с другой - обращением к моральной проблематике раннего К. Унаследовав от предшествующего неоконфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного неоконфуцианства преобразовали ее в "моральную метафизику", сочетающую филос. И религиозные идеи.Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904. Он же. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. Древнекитайская философия.

М., 1972-1973. Т 1-2. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992. Конфуции. Я верю в древность. М., 1995. Переломов Л.С. Конфуций. "Лунь юй". М., 1998. Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 2. Он же. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. М., 2000. Fung Yulan. The History of Chinese Philosophy. Prinstone, 1953. Vol. 1-2. Legge J. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. 1-5. Confucianism and Chinese Civilization. New York, 1965. A.E. Лукьянов.

Значения в других словарях
Конфуцианство

этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы К. Были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием (См. Конфуций) и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения К., выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывал..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до ..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть> правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуциа..

Конфуцианство

Кит. Жу [[цзя/цзяо]] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5вв. До н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-философское учение Конфуц..

Конфуцианство

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Конфуцианство

Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до Синьхайской рево..

Конфуцианство

Ср.Система нравственно-философских взглядов, разработанная в V в. До н.э. Китайским мыслителем Конфуцием.. ..

Конфуцианство

КОНФУЦИА́НСТВО -а. М. Философское учение, разработанное древнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.. ..

Конфуцианство

Конфуцианства, мн. Нет, ср. (книжн.). Система нравственно-философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 - 6 вв. До хр. Э.).. ..

Конфуцианство

— этико-политическое и религиозное движение в Китае. Основы заложены в VI в. До н. Э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а социальное расслоение людей — всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства К. Ставило нравственное самоусовершенство, соблюдение норм этикета. Со II в. До н. Э. И до Синьхайской революции 1911 — 1913 гг. Являлось официальной государственной идеологией. К. Отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элеме..

Конфуцианство

Этико-политич. Учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. Мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. Относится к 6 в. До н. Э. К. Уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. Гос. Системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми. Между государем и подданным, между о..

Конфуцианство

(Confucianism)Кит. Жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".Древнейшая филос. Система и одно из трех главных этико-религ. Учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. До н.э. В ориг. Наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. Учение Конфуций подчеркнуто иденти..

Конформизм

(от позднелат. Conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. Расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов ..

Конформный

(от лат. Conformis сходный) – подобный, согласный. Конформистом (в осуждающем смысле) называют того, кто некритически присоединяется к суждениям, господствующим в его кругах. Конформизм – поведение конформиста.. ..

Конфуций

(Кун-цзы) (551-479 до н.э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. Было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати — магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя — каждый ..

Конфуций (Кун Фуцзы)

(род. 552, Куоли, около Чоу, государство Лу, ныне провинция Шаньдун – ум. 479 до Р. X., там же) – кит. Философ, историк и государственный деятель, основатель кит. Государственной религии – конфуцианства, – которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму. В 1503 был причислен государством к лику святых. Конфуций не выступал с собственным учением, но собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произв. Древнего Китая. Несомненно, ему принадлежат лишь коммента..

Конфуцианство

Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Предшественни. ..

Дополнительный поиск Конфуцианство Конфуцианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуцианство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа