Культурно-историческая школа

131

IКульту́рно-истори́ческая шко́ла в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. Н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге «Метод этнологии»(1911). В их основе — идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте. Наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. В работах представителей К.-и. Ш. Главное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т.

О. Конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов — создателей культуры. Разновидностью К.-и. Ш. Является венская католическая школа во главе с австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал австрийский археолог О. Менгин. Лит. Левин М. Г., Токарев С. А., «Культурно-историческая школа» на новом этапе, «Советская этнография», 1953, т. 4. Токарев С. А., Венская школа этнографии, «Вестник истории материальной культуры». 1958, № 3. М. Г. Левин. IIКульту́рно-истори́ческая шко́ла направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в.

И разработавшее принцип историко-генетического изучения литературы и искусства. Выдвинутый в конце 18 в. И. Гердером и отчасти воспринятый биографическим методом (См. Биографический метод), этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна (Франция), который рассматривал художественные произведение как выражение общественной психологии народа на определенном этапе его развития. «. Искусства появляются и исчезают одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны» («Философия искусства», М., 1933, с. 6). Особенности же этих течений зависят от трёх основных условий. «расы» (врождённый национальный «темперамент»), «среды» (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического «момента» (в т.

Ч. «традиции»). Основные положения К.-и. Ш. Нашли развитие и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетьера, Г. Лансона (Франция), Г. Брандеса (Дания). В. Шерера, Г. Гетнера (Германия), Менендеса-и-Пелайо (См. Менендес-и-Пелайо), Менендеса Пидаля (См. Менендес Пидаль) (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова (Россия) и др. Установление принципа зависимости форм развития искусства от этапов общественного развития позволило представителям К.-и. Ш. Создать истории национальных (Тэн, Лансон) и европейских (Брандес) литератур. Историко-литературные труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения (См. Сравнительно-историческое литературоведение). Благодаря общетеоретическому пафосу историчности и отсутствию эстетического догматизма («.

Не навязывает правил, а констатирует законы» — там же, с. 8) школа сыграла заметную роль в формировании научного литературоведения. Объясняя же искусство как продукт общественного развития и вмести с тем сближая его с иными формами общественной мысли, К.-и. Ш. Оставляла на втором плане специфического свойства искусства — общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником, свободу воображения и др. Методологические возможности К.-и. Ш. Ограничивались влиянием философии Позитивизма. Многие учёные (Лансон, Пыпин) отказывались искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий и признавали их равнозначными. Основной задачей для них становилось накопление фактов, а не выработка целостных концепций.

Они нередко рассматривали произведение лишь как исторический документ, материал для изучения психологии и материальной культуры народа. К неоспоримым заслугам К.-и. Ш. Марксистские исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного материала, выработку ими принципов текстологического анализа, закладку основ научного источниковедения (См. Источниковедение). Г. К. Косиков.

Значения в других словарях
Культурно - просветительное образование

Культурно-просветительное образование, в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно-просветительных учреждений. Клубных работников (методистов ≈ организаторов клубной работы, руководителей коллективов художественной самодеятельности), а также библиотекарей, библиографов (см. Библиотечно-библиографическое образование. ..

Культурно - просветительные училища и школы

Культурно-просветительные училища и школы, средние специальные учебные заведения для подготовки культурно-просветительных работников, библиотекарей. В 1973 в СССР было 116 К.-п. У. И ш. См. Культурно-просветительное образование, Библиотечно-библиографическое образование. ..

Культурно-историческая школа (в искусствоведении)

Культурно-историческая школа, направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в. И разработавшее принцип историко-генетического изучения литературы и искусства. Выдвинутый в конце 18 в. И. Гердером. ..

Культурно-историческая школа (в этнографии)

Культурно-историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. Н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером. ..

Культурно-историческая Школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении (искусствознании) - возникла в сер. 19 в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес-и-Пелайо. В России - А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов). Разработала принцип историко-генетического изучения искусства (произведение выражает общественную психологию народа в определенный исторический момент), составив этап научой истории искусства. Сближая искусство с другими формами сознания (культуры).. ..

Культурно-историческая Школа

Автор. Л.С.Выготский. Категория. Психологическое направление. Специфика. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются - интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев.. ..

Культурно-историческая Школа

Антиэволюционное направление в бурж. Этнографии, известное также под наименованием "теории культурных кругов". В своем возникновении К.-и. Ш. Связана с антропогеографич. Теорией Ф. Ратцеля и с "культурно-морфологической" теорией Л. Фробениуса. Методологич. Принципы К.-и. Ш. Изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистич. Концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история н..

Культурно-историческая Школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении - интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании - Г. Бран-дес, в Италии - Де Санктис, в России - А.Н. Пыпин, Н.С. Ти-хонравов и др. В основу концепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти "биографический метод" в литературной критике Сент-Бева..

Дополнительный поиск Культурно-историческая школа Культурно-историческая школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культурно-историческая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культурно-историческая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 28 символа