Культурно-историческая Школа

109

Антиэволюционное направление в бурж. Этнографии, известное также под наименованием "теории культурных кругов". В своем возникновении К.-и. Ш. Связана с антропогеографич. Теорией Ф. Ратцеля и с "культурно-морфологической" теорией Л. Фробениуса. Методологич. Принципы К.-и. Ш. Изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистич. Концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. Явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте, наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. Центра. В работах представителей К.-и.

Ш. Осн. Внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной терр. Выявляется определенное сочетание элементов культуры - предметов материального быта, социальных институтов, религ. Представлений и т. П. И т. О. Конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к пространственному перемещению и напластованиям неск. Культурных кругов, оторванных от конкретных народов - создателей культуры. Т. К. Каждый элемент культуры неповторим и возникает независимо от других, отсутствует к.-л. Взаимная обусловленность и внутр. Связь между явлениями внутри "культурных кругов". Последние представляют собой по существу абстрактные схемы, конструируемые по произволу их авторов.Разновидностью К.-и.

Ш. Является венская клерикальная школа во главе с католич. Австр. Патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. В. Шмидт выделил особый "пигмейский культурный круг", к-рый он объявил наиболее древним и произвольно приписал ему наличие частной собственности, моногамии, представлений о едином боге-творце. Тем самым Шмидт стремился утвердить истинность христианских догм и обосновать извечность институтов капиталистического общества. Влияние К.-и. Ш. Сказалось и в области археологии. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал реакционный австрийский археолог О. Менгин.Лит. Левин М. Г., Токарев С. A., "Культурно-ист. Школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, т. 4. Токарев С. A., Венская школа этнографии, "ВИМК", 1958, No 3.M.

Г. Левин. Москва..

Значения в других словарях
Культурно-историческая школа

IКульту́рно-истори́ческая шко́ла в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. Н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге «Метод этнологии»(1911). В их основе — идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном м..

Культурно-историческая Школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении (искусствознании) - возникла в сер. 19 в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес-и-Пелайо. В России - А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов). Разработала принцип историко-генетического изучения искусства (произведение выражает общественную психологию народа в определенный исторический момент), составив этап научой истории искусства. Сближая искусство с другими формами сознания (культуры).. ..

Культурно-историческая Школа

Автор. Л.С.Выготский. Категория. Психологическое направление. Специфика. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются - интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев.. ..

Культурбунд

Дёйчер культурбунд (Deutscher Kulturbund), - массовая орг-ция в ГДР, активно содействующая развитию социалистич. Нац. Культуры. Была осн. Летом 1945 в Берлине как орг-ция нем. Антифаш. Интеллигенции с целью содействия демократич. Обновлению Германии на основе национально-гуманистич. Традиций. В Зап. Германии в 1949 деятельность К. Была запрещена. К. Сыграл важную роль в очищении культурной жизни Вост. Германии от нацистских взглядов и в осуществлении демократич. Преобразований. Первым президенто..

Культурная Революция

Составная часть социалистич. И коммунистич. Строительства, сложный и многосторонний процесс коренных преобразований духовной жизни об-ва, целью к-рых является создание культуры социализма и коммунизма - качественно новой, высшей ступени в культурном развитии человечества, воспитание членов об-ва в духе идей коммунизма. К. Р. - одна из общих и гл. Закономерностей обществ. Развития всех стран, вступивших на путь социализма (см. "Декларацию Совещания представителей коммунистич. И рабочих партий соц..

Культурный Слой

Принятое в археологии назв. Слоя земли на местах всех человеч. Поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Древние сооружения, предметы, строит. И хоз. Мусор, золу от печей и костров и т. П. Образование К. С. Зависит как от времени и интенсивности человеч. Деятельности на данном месте, так и от природных условий. Намывов почвы, направления ветров и т. Д. Толщина К. С. Колеблется от неск. Сантиметров до двух и более десятков метров. К. С. Подвергается археол. Раскопкам с целью..

Куля

(Kula), Витольд (р. 1917) - польск. Историк-экономист. Окончил Варшавский ун-т. Руководитель отдела (сектора) Ин-та истории Польск. АН, проф. Варшавского ун-та. Автор работ по социально-экономич. Истории Польши, особенно феод. И раннекапиталистич. Периода, и по методологич. Проблемам социально-экономич. Истории. Основал серию "Исследования по истории промышленности и рабочего класса в Польше". Редактировал 2-й том "Historii Polski" ("История Польши", Warsz., 1958-59).Соч. Ksztaltowanie sie kapit..

Культурно-историческая Школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении - интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании - Г. Бран-дес, в Италии - Де Санктис, в России - А.Н. Пыпин, Н.С. Ти-хонравов и др. В основу концепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти "биографический метод" в литературной критике Сент-Бева..

Дополнительный поиск Культурно-историческая Школа Культурно-историческая Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культурно-историческая Школа" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культурно-историческая Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 28 символа