Леонардо да Винчи

107

(Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, — 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. Да В. Создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. Тем самым он подытожил опыт Кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467—72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П.

Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. Да В. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, — оба в Галерее Уффици, Флоренция. Т. Н. «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Л. Да В. Развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой. В композиции «Поклонение волхвов» (1481—82, не закончена. Подмалёвок — в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л.

Да В. Добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. Да В. Выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Л. Да В. Работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500. Известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483—94, Лувр, Париж.

2-й вариант — 1497—1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Л. Да В. Тончайшая светотень («сфумато») играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей. Персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. Да В. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. Да В. Создаёт роспись «Тайная вечеря» (1495—97. Из-за особенностей примененной Л. Да В. Техники — масло с темперой — сохранилась в сильно поврежденном виде. В 20 в. Реставрирована). Высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей.

«Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Л. Да В. Разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. Да В. Возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. Да В. Проводит в непрестанных переездах (Флоренция — 1500—02, 1503—1506, 1507. Мантуя и Венеция — 1500. Милан — 1506, 1507 — 13. Рим — 1513—16. Франция — 1517—19). Во Флоренции Л. Да В. Работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503—1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени. Здесь в исступлённой схватке конных воинов показано «зверское безумие» войны (по выражению самого Л.

Да В.). В портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда». Около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния. Важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Л. Да В. Принадлежат. Проекты памятника маршалу Тривульцио (1508—12. К этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт). «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500—07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции. «Иоанн Креститель» (около 1513—17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л.

Да В. Серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514—16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Л. Да В. Являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. Листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Л. Да В. Не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», составленный после смерти Л. Да В. Его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок.

Для самого Л. Да В. Искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, Л. Да В. Понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе. Как учёный и инженер Л. Да В. Обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Л. Да В. Был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Л. Да В. Уделял механике, называя её «раем математических наук» и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой.

Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Л. Да В. Правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. Да В. К гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху. Таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. Да В. Наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы.

Универсальность оптических законов была связана для Л. Да В. С представлением об однородности Вселенной. Он, подобно Николаю Кузанскому (См. Николай Кузанский), был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, Л. Да В. Высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Л. Да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «природной механики». Л. Да В. Впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии.

В опытах с удалением различных органов у животных Л. Да В. Стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину. Выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, «законе минимального действия» и «разумном основании» природы, Л. Да В. Последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе».

Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Л. Да В. Остался в традиции личностью-символом эпохи, «. Которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Соч. Tutti gli scritti, v. I, Mil., 1952. В рус. Пер. — Книга о живописи, М., 1934. Избранные произведения, т. 1—2, М., 1935. Избранные естественнонаучные произведения, М., 1955. Анатомия. Записи и рисунки, М., 1965. Лит. Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, Л. — М., 1952. Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М. — Л., 1961. Гуковский М. А., Леонардо да Винчи, Л. — М., 1967. Raccolta Vinciana, Mil., 1905 — . Heydenreich L. H., Leonardo da Vinci, Bd 1—2, Basel, 1954.

Pedretti C., Studi vinciani, Gen., 1957. Esche E., Leonardo da Vinci. Das anatomische Werk, Basel, 1961. Hart 1. В., The mechanical investigations of Leonardo da Vinci, Berk. — Los Ang., 1963. Heydenreich L. H., Leonardo architetto. Firenze, 1963. Clark К., Leonardo da Vinci, Camb., 1969. Leonardo's legacy. An international symposium [1966], Berk. — Los Ang., 1969. Verga Е., Bibliografia vinciana. 1493—1930, v. 1—2, Bologna, 1931. М. H. Соколов. Леонардо да Винчи. «Иоанн Креститель». 1513—17. Лувр, Париж. Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте». 1483—94. Лувр, Париж. Леонардо да Винчи. «Св. Иероним». Ок. 1481. Ватиканская пинакотека. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Роспись в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Масло, темпера. 1495—97. Леонардо да Винчи.

Рисунки. Анатомическая штудия. Перо. Сангина. Королевская библиотека, Виндзор. Леонардо да Винчи. Рисунки. «Дерево». Ок. 1503. Перо, итальянский карандаш. Королевская библиотека, Виндзор. Леонардо да Винчи. Рисунки. Части летательных аппаратов. Перо. Пинакотека Амброзиана. Милан. Леонардо да Винчи. Рисунки. Проект памятника Тривульцио. Ок. 1508—12. Перо. Королевская библиотека, Виндзор. Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа». Около 1478. Эрмитаж. Ленинград. Леонардо да Винчи. Автопортрет. Сангина. Ок. 1510—13. Библиотека. Турин..

Значения в других словарях
Леон (королевство на Пиренейском п-ве)

Леон (León), королевство 10—13 вв. На С.-З. Пиренейского полуострова. Образовалось в 909—910 при разделе королевства Астурия между сыновьями короля Альфонса III (на Л., Галисию, Астурию). В 914 к территории Л. Была присоединена Галисия, в 924 территории Л., Галисии и Астурии были объединены в единое королевство Л. Со столицей в г. Леон. В 50-х гг. 10 в. Л. Понёс ряд тяжёлых поражений от Кордовского халифата, принудившего его к выплате контрибуции. В 981—1002 Л. Вновь подвергся опустошительным на..

Леон (область в Испании)

Леон (León), область в Центральной Испании, расположена в бассейне среднего течения р. Дуэро, большей частью на З. Старокастильского плоскогорья. В административном отношении территория разделена на провинции Леон, Самору, Саламанку. Площадь 38,4 тыс. Км2. ..

Леонардо Пизанский

(Leonardo Pisano) Фибоначчи (Fibonacci) (родился около 1170 — умер после 1228), итальянский математик. Путешествуя по Востоку, познакомился с достижениями арабской математики. Способствовал передаче их на Запад. Основные работы «Liber Abaci» (1202) — трактат об арифметике (индийские цифры, Фибоначчи числа) и алгебре (до квадратных уравнений включительно), «Practica Geometriae» (1220), которые являются первыми произведениями, содержащими задачи на приложение алгебры к геометрии.. ..

Леоне

(Leone) Джованни (р. 3.11.1908, Неаполь), итальянский политический и государственный деятель. Профессор уголовно-процессуального права. Видный деятель Христианско-демократической партии. В 1946 был избран в Учредительное собрание. Участвовал в разработке конституции Итальянской республики (1947). Член парламента республики всех созывов. В 1955—63 председатель палаты депутатов. В 1967 назначен пожизненно сенатором. В 1963 и 1968 глава «служебных правительств». В 1971 был избран президентом Италья..

Леонардо Да Винчи

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманисти..

Леонардо Да Винчи

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452 - 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписях ("Тайная вечеря", 1495 - 1497, трапезная> монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане), религиозных картинах ("Мадонна в скалах", 1483 - 94 и около 1497 - 1511), портретах (так называемая Джоконда, 1503) высо..

Леонардо да Винчи

См. Винчи.. ..

Леонардо Да Винчи

(Leonardo da Vinci)(1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки. Воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из вед..

Леонардо Да Винчи

(1452—1519 гг.) живописец, скульптор, архитектор, инженер и философ Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.Было вино поглощено пьяницей — и это вино отомстило пропойце.Вино мстит пьянице.В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, ..

Леонардо Да Винчи

(Leonardo da Vinci) 1452, Винчи — 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан герцогом Лодовико Моро. До 1499 работал в Милане как живописец, скульптор, архитектор, военный инженер, устроитель придворных празднеств. В 1500—1506 (с перерывами) работал во Флоренции. В 1502—1503 состоял на службе у Чезаре Борджа в качестве военного ..

Леонардо да Винчи

ЛЕОНАРДО (правильнее - Лионардо) да ВИНЧИ (Lionardo da Vinci, 1452-1519) - великий итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа «универсального человека» (uomo universale), к-рый был идеалом итальянского Ренессанса . Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Л. Да В. Жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду носясь с грандиозными планами и нигде не находя..

Леонардо да Винчи

        (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-72). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Уффици. Так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, ГЭ) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мя..

Леонардо да Винчи

..

Леонардо да Винчи

(Leonardo da Vinci) (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Первым начал систематизированное изучение проблем полёта. Пытался постигнуть природу сопротивления среды движению в ней тел, экспериментируя с падающими телами, с телами, движущимися в воде, и с плоскими поверхностями, наклонно движущимися в воздухе (прообраз аэродинамической поверхности). Установил наилучшую (с наименьшим сопротивлением) форму судна — с тупой закруглённой носовой частью и плавно з..

Леонардо Да Винчи

(1452- 1519 гг.) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Он соединил в себе художественный талант и научные познания. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху. Проекты гидроканалов и ирригационных систем, металлургических печей, прокатных станов, землеройных и..

Леонардо да Винчи

(1452—1519) — великий ит. Художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер-изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. Г. Винчи, между Флоренцией и Пизой). Внебрачный сын состоятельного нотариуса и простой крестьянки. С 1469 г. Учился во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо. В 1470 г. Был записан в содружество флорентийских мастеров, но до 1481 г. Продолжал работать с Верроккьо. Ок. 1476 г. Исполнил фигу..

Дополнительный поиск Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леонардо да Винчи" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонардо да Винчи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа