Логопедия

131

(от греч. Lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) отрасль педагогической науки. Изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. Дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. Изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание. Исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.

До конца 30-х гг. 20 в. Преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. Исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.

Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, Косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, Алалия, Афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию (См. Заикание). При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т.

Д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. Областей знания. Психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями. Прямое назначение Л. Состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др.

Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. Ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях. Лит. Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958. Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961. Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1—3, М., 1960—67. Основы теории и практики логопедии, М., 1968. Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971. Р. Е. Левина..

Значения в других словарях
Логоне

(Logone) река в Африке, в республиках Чад и Камерун, левый приток р. Шари (бассейн оз. Чад). Образуется слиянием pp. Мбере и Пенде. Длина 965 км (с Мбере). Судоходна в период дождей (июнь — август) ниже Бонгора. При сильных паводках часть вод Л. Стекает через систему протоков в приток Бенуэ р. Майо-Кебби (бассейн Нигера).. ..

Логопатия

(от греч. Lógos — слово, речь и páthos — страдание, болезнь) общее обозначение состояния речевой недостаточности при нормальном слухе (см. В ст. Речь). К Л. Относятся недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя, нарушения темпа и плавности речи. Понятие «Л.» включает также и нарушения письменной формы языка и чтения. Вопросами изучения, преодоления и предупреждения Л. Занимается Логопедия (см. Также Агнозия, Алалия, Дизартрия, Заикание, Косноязычие).. ..

Логопериодическая антенна

один из видов частотно-независимой антенны (См. Частотно-независимые антенны) с периодической повторяемостью отношений характерных размеров её соседних элементов, подчиняющейся логарифмическому закону, причём соотношение между длиной волны излучаемых электромагнитных колебаний и характерными размерами возбуждённой части антенны остаётся практически неизменным в широком диапазоне частот.. ..

Логос

(греч. Lógos) термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). При этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «Л.» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (lógon didónai — «отдавать отчёт»). Л. — это сраз..

Логопедия

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. Logos - слово - речь и paideia - обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения.. ..

Логопедия

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Логопедия

Ж.Раздел дефектологии, изучающий нарушения речи при нормальном слухе и способы их лечения.. ..

Логопедия

ЛОГОПЕ́ДИЯ -и. Ж. [от греч. Logos - слово, речь и paideia - воспитание] Отрасль педагогической науки, изучающая недостатки речи (заикание, картавость и т.п.) и способы их лечения.. ..

Логопедия

-и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. II прил. Логопедический, -ая, -ое.. ..

Логопедия

Логопедии, мн. Нет, ж. (от греч. Logos - речь и paideia - воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, ср. Логопатия.. ..

Логопедия

(лого- + греч. Paideia воспитание, обучение) отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.. ..

Логопедия

(Лого- + греч. Paideia воспитание, обучение)отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.. ..

Логопедия

(лого- + греч. Paideia воспитание, обучение) - отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.. ..

Логопедия

(от греч. Logos - слово + pai-deia - воспитание) - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений (см. Косноязычие). Др. Обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (см. А..

Логопедия

(лого + греч. Pais – ребенок). Наука, изучающая расстройства речи у детей и взрослых, их семиотику, диагностику и методы лечения. Объектом Л. Являются дефекты речи и произношения – глухонемота, анартрии, алалии, афазии, дислалии, заикание и др. Подготовка специалистов-логопедов осуществляется на дефектологических факультетах педагогических институтов и включает в себя изучение пограничных медицинских наук, в том числе неврологии, психиатрии, медицинской психологии. Логопеды работают в специализи..

Логопедия

(лого + греч. Pais – ребенок). Наука, изучающая расстройства речи у детей и взрослых, их семиотику, диагностику и методы лечения. Объектом Л. Являются дефекты речи и произношения – глухонемота, анартрии, алалии, афазии, дислалии, заикание и др. Подготовка специалистов-логопедов осуществляется на дефектологических факультетах педагогических институтов и включает в себя изучение пограничных медицинских наук, в том числе неврологии, психиатрии, медицинской психологии. Логопеды работают в специализи..

Логопедия

(от греч. Logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психич. Состояние и развитие. Нек-рые нарушения относятся только к произношению (косноязычие), другие проявляются также в нарушениях чтения (алексия, дислексия), письма (аграфия, дисграфия) или захватывают лексико-грамматич. Сторону..

Дополнительный поиск Логопедия Логопедия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Логопедия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логопедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа