Логопедия
(от греч. Lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) отрасль педагогической науки. Изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. Дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. Изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание. Исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.
До конца 30-х гг. 20 в. Преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. Исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.
Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, Косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, Алалия, Афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию (См. Заикание). При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т.
Д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. Областей знания. Психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями. Прямое назначение Л. Состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др.
Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. Ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях. Лит. Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958. Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961. Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1—3, М., 1960—67. Основы теории и практики логопедии, М., 1968. Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971. Р. Е. Левина..
Дополнительный поиск Логопедия
На нашем сайте Вы найдете значение "Логопедия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логопедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 9 символа