Логос

196

(греч. Lógos) термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). При этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «Л.» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (lógon didónai — «отдавать отчёт»). Л. — это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания. Это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Термин «Л.» введён в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого «слова», чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. Как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. Мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше «общего» и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. — ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения.

Т. О., благодаря понятию Л. Гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. Представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о Дао. У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов (См. Софисты), у Платона и Аристотеля термин «Л.» утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь Стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. Н. «семенных Л.»), от которых в инертной низшей материи «зачинаются» вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов.

Л. Оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. Как «слова», которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие «Л.» давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и «живого» бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. Есть «образ бога» и как бы «второй бог», посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина «Л.» определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна — «В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог».

Вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением («словом жизни»), самораскрытием «бога незримого». Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. Богу-отцу, чьё «слово» он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы (См. Троица). Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин «Л.» как обозначение «цельного» и «органического» знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции. Лит. Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906. Лосев А. Ф., История античной эстетики, [т. 1], М., 1963. Kelber W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.

С. С. Аверинцев..

Значения в других словарях
Логопедия

(от греч. Lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) отрасль педагогической науки. Изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слу..

Логопериодическая антенна

один из видов частотно-независимой антенны (См. Частотно-независимые антенны) с периодической повторяемостью отношений характерных размеров её соседних элементов, подчиняющейся логарифмическому закону, причём соотношение между длиной волны излучаемых электромагнитных колебаний и характерными размерами возбуждённой части антенны остаётся практически неизменным в широком диапазоне частот.. ..

Логофет

IЛогофе́т (греч. Logothétes) чиновник в византийском государственном аппарате. В 5—6 вв. Л. — незначительный фискальный чиновник без специальных функций. С конца 7 в. Роль Л. Возрастает, они превращаются в руководителей важнейших ведомств. Л. Геникона возглавлял главное казначейство, Л. Стратиотов ведал войсковой казной, Л. Дрома (с 8 в.) — почтой, иностранными сношениями, внутренними делами, Л. Стад (с 9 в.) распоряжался государственными пастбищами и табунами, Л. Секретов (с 11 в.) контролирова..

Логофет (великий канцлер в Молдавском гос-ве)

Логофет великий, великий канцлер, хранитель государственной печати и секретарь господарской канцелярии в Молдавском государстве 15≈19 вв. В отсутствие господаря Л. Выполнял его функции.. ..

Логос

ЛОГОС (греч. Logos) - одно из основных понятий древнегреческой философии. Одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" ("понятие", "суждение", "основание"). Введено Гераклитом. Логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций ("семенные логосы"), от которых в инертной материи "зачинаются" вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицо..

Логос

(греч. Слово, поучение, предание, похвала), всеобщая закономерность, внутренний смысл явлений, разумная основа мира. По учению Церкви, Иисус Христос — Логос во плоти, вторая Ипостась Троицы.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Логос

ЛОГОС (греческое logos), одно из основных понятий древней греческой философии. Одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" ("понятие", "суждение", "основание"). Введено Гераклитом, толковавшим логос как ритм и соразмерность бытия. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций ("семенные логосы"), от которых в инертной материи "зачинаются" вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.. ..

Логос

(филос.). — Греч. Λόγος первоначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее смысла или мысли, связывающей отдельные ее части. В философии λόγος первоначально означал "рассуждение" как в объективном, так и в субъективном смысле, т. Е. Как слово о каком-либо предмете, так и способность рассуждения вообще. По Гераклиту, вся природа устроена согласно "истинному рассуждению", открытие которого составляет задачу философа. Уже у Гераклита мы находим основное по..

Логос

(греч.). Разум слово.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) буквально - слово. 2) божество.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)1) слово. 2) разум, мысль Бога, выделившаяся для создания мира и управления им. 2) Божество.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Логос

Речь, понятие, разум, творец, мысль, основание, демиург, слово, высказывание, предложение, абсолют, смысл, первоогонь, пневма, суждение. ..

Логос

ЛО́ГОС -а. М. [от греч. Logos - понятие. Мысль, разум] Филос.. ..

Логос

(Logos) - принцип логики и структуры, традиционно ассоциируемый с духом, миром отца и образом Бога. По-гречески означает "слово". Или "разум". Гераклит под Логосом представлял универсальный разум, правящий миром, и именно в этом смысле его понимал и использовал Юнг."Не существует сознания без различения противоположностей. Именно отцовский принцип, Логос, вечно сражается за высвобождение себя из первичной теплоты и первичной темноты материнской утробы, короче говоря, из бе..

Логос

(Logos) — принцип логики и структуры, традиционно ассоциируемый с духом, миром отца и образом Бога. По-гречески означает «слово» или «разум». Гераклит под Логосом представлял универсальный разум, правящий миром, и именно в этом смысле его понимал и исполь. ..

Логос

— одно из основных понятий древнегреческой философии, введенное Гераклитом. Всеобщая мировая закономерность, разумная основа мира. Позже гностики-христиане утверждали, что Л. — это бог-сын, Христос, отголосок этих верований особенно силен в Евангелии от Иоанна. Средневековые схоласты пытались объединить концепции Л. «отцов церкви» и Аристотеля, считавшего Л. Мыслью, внешней (высказанная мысль) и внутренней (невысказанная).. ..

Логос

ЛОГОС. ..

Логос

(греч. Logos) - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально. В значении данного термина имеется также не столь явно выраженный, но важный оттенок рефлексивности. 'отдавать себе отчет'. Исходная семантика понятия 'Л.' была существенно модифицирована и обогащена в ходе развития историко-философской традиции. В силу богатства своего содержания ..

Логос

ЛОГОС (греч. Logos) - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вер-бально. В значении данного термина имеется также не столь явно выраженный, но важный оттенок рефлексивности. "отдавать себе отчет". Исходная семантика понятия "Л." была существенно модифицирована и обогащена в ходе развития историко-философской традиции. В данном процессе может быть..

Логос

(греч. Logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально. В значении данного термина имеется также не столь явно выраженный, но важный оттенок рефлексивности. "отдавать себе отчет". Исходная семантика понятия "Л." была существенно модифицирована и обогащена в ходе развития историко-философской традиции. В силу богатства своего содержания ..

Логос

(Греч.) Проявленное божество у каждой нации и народа. Внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как «Глагол» и «Слово», в ее метафизическом смысле.. ..

Дополнительный поиск Логос Логос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Логос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа