Логопедия
(от греч. Logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психич. Состояние и развитие. Нек-рые нарушения относятся только к произношению (косноязычие), другие проявляются также в нарушениях чтения (алексия, дислексия), письма (аграфия, дисграфия) или захватывают лексико-грамматич. Сторону речи (напр., алалия, афазия). Часто недостатки речи выражаются в расстройствах её темпа и плавности (заикание, тахилалия, брадифразия). Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию позна-ват.
Деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У детей появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в 17 в. В работах по сурдопедагогике. Как самостоят, отрасль дефектологии Л. Начала формироваться со 2-й пол. 19 в. До кон. 30-х гг. 20 в. В Л. Преобладали упрощённые представления о речи как о совокупности специализир. Мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом науч. Представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психол. Исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться пед. Содержание Л.При логопедич.
Исследованиях помимо произносит, дефектов определяются уровень лексико-грамматич. Развития, степень овладения звуковым составом слова и письменной речью и т. Д. Установлено взаимодействие между нарушениями фонетики, лексики и грамматики. Произношения и фонемообразования. Дефектами устной и письменной речи. Большое пед. Значение имеет также выявление связи речевой деятельности с психикой ребёнка.Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом достижений психологии, языкознания, физиологии, медицины (невропатологии, психиатрии, отоларингологии, офтальмологии) и др. Наук. Напр., психол. Данные о развитии ситуативной и контекстной речи используются для формирования речи при алалии, для преодоления заикания и т.
Д. Учение о системном строении языка, фонематич. Теория служат лингвистич. Основой Л.В Л. Как пед. Науке изучение аномального развития речи подчинено задаче разработки путей спец. Обучения и воспитания детей, страдающих недостатками речи. Задачей Л. Также является перевоспитание (устранение) последствий речевого дефекта, отрицательно влияющих на психику и поведение ребёнка. Серьёзное внимание в Л. Уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности.Нарушения речи преодолеваются пед. Методами, причём направление спец. Обучения и коррекционно-воспитат. Мероприятий при необходимости сообразуется с мед. Рекомендациями. В зависимости от характера речевой аномалии диагностика речевого нарушения осуществляется психоневрологом, отоларингологом, стоматологом, хирургом или офтальмологом.
Логопедич. Воздействие нередко сочетается с леч. Или протезно-хирургич. Воздействием (протезирование зубной системы, хирургич. Вмешательство при деформациях артикуляц. Аппарата и др.). Комплексному леч.-пед. Подходу предшествуют комплексное изучение ребёнка, в к-ром принимают участие врачи, логопеды, патопсихологи. Результаты исследований аномального развития речи спс-собствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В частности, достижения Л. С успехом используются в методике преподавания языков.Н.-и, работа по Л. Ведётся в НИИ кор-рекционной педагогики в Москве, на де-фектологич. Ф-тах пед. Ин-тов, в мед. НИИ и др. Учреждениях. Логопедич. Помощь оказывается в учреждениях мин— в просвещения и мин— в здравоохранения.
В логопедич. Пунктах при массовых школах, дет. Садах для детей с расстройствами речи, логопедич. И сурдологопедич. Кабинетах поликлиник, психоневрологич. Диспансерах, в логопедич. Отделениях больниц.Лит. Никашина Н. А., Работа по исправлению недостатков речи на логопедич. Пунктах, M., 19562. Основы теории и практики логопедии, М., 1968. Содержание и организация воспитат. Работы в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы-класса, Ми979. С и и p о— в а Л. Ф., Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV кл.), М., 1980. Программы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (I отделение), М., 1982. Р. Е. Левина..
Дополнительный поиск Логопедия
На нашем сайте Вы найдете значение "Логопедия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логопедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 9 символа