Мане

76

(Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж, — 30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных искусств (1850—1856) у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и 17 века (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. В ранних работах М. (конец 1850 — начало 1860-х годов), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели («Любитель абсента», 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген. «Лола из Валенсии», 1862, Музей импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, М.

Стремился наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи. Так, современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма), и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость. Острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века. Живопись М. На протяжении 1860-х годов постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения.

Манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и Валёрами. В 1860-е годы М. Обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской Коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразит, искусств, Будапешт), и всё же проникновенное внимание М. К современной жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», Новая галерея, Мюнхен.

«Балкон», Музей импрессионизма. Оба — 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Обновляя бытовой жанр 19 века, М. Поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Предвосхитив своим искусством возникновение Импрессионизма, М. С конца 1860-х годов сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х годов переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений («Аржантёй», Музей изящных искусств. Турне. «Моне и госпожа Моне в лодке», оба — 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма).

В то же время М. Расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. С редкой наблюдательностью М. Выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты. Привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк. «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург).

В своём самом значительном и последнем произведении «Бар „Фоли-Бержер”» (1881—1882, институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. Достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. В 1870-е годы М. Много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество М. Принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют.

Художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые М., во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Лит. Золя Э., Эдуард Мане, перевод с французского, [Л., 1935]. [Барская А.], Э. Мане, М., 1961. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников, [перевод с французского], М., 1965. Jamot P., Widenstein G., Bataille M. L., Manet, v. 1—2, P., 1932. Hamilton G. H., Manet and his critics, New Hawen — L., 1954. Venturi М., OrientiS., L’opera pittorica di Ed. Manet, Mil., [1967]. В. А. Калмыков. Э. Мане. Э. Мане. «Олимпия». 1863. Музей импрессионизма. Париж..

Значения в других словарях
Мандур

Мухаммед (1907—1965), египетский литературовед и критик. Учился в Каирском университете и во Франции. Главный редактор журнала «Аш-Шарк». В монографиях и статьях М. Детально осветил историю арабской литературной критики, египетской поэзии и драматургии 1-й половины 20 века. Отдельные работы посвятил творчеству А. Шауки, Вали ад-дина Йекуна, Х. Мутрана, И. Аль-Мазини и Тауфика аль-Хакима. В книге «Поездка в мир социализма» (1957) описал свою поездку в СССР и СРР. М. Был членом Комитета сторонник..

Мандур Мухаммед

Мандур Мухаммед (1907‒1965), египетский литературовед и критик. Учился в Каирском университете и во Франции. Главный редактор журнала «Аш-Шарк». В монографиях и статьях М. Детально осветил историю арабской литературной критики, египетской поэзии и драматургии 1-й половины 20 века. Отдельные работы посвятил творчеству А. Шауки, Вали ад-дина Йекуна, Х. Мутрана, И. Аль-Мазини и Тауфика аль-Хакима. В книге «Поездка в мир социализма» (1957) описал свою поездку в СССР и СРР. М. Был членом Комитета сто..

Мане Эдуар

Мане (Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж, ‒ 30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных искусств (1850‒1856) у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и 17 века (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. В ранних работах М. (конец 1850 ‒ начало 1860-х годов), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достовер..

Маневич

Лев Ефимович (псевдоним — Этьен) (20.8.1898, город Чаусы, ныне Могилёвской области БССР, — 11. 5.1945, Эбензе, Австрия, похоронен в Линце), советский военный разведчик, полковник (1935), Герой Советского Союза (20.2. 1965, посмертно). Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье мелкого служащего. Образование получил в Женеве. В 1917 призван в армию, в апреле 1918 добровольно вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны 1918—1920 на Восточном фронте и на Кавказе, был комиссаром б..

Мане

(Эдуард Manet, 1832-188 3) — французский живописец-жанрист и гравер, родоначальник импрессионистов (см.), с детства выказывал влечение к искусству. Начал свою карьеру в морской службе и в юности совершил плавание на корабле в Рио-Жанейро. Это путешествие усилило его страсть к живописи, которой посвятил себя всецело по возвращении своем в Париж. М. Поступил, в 1851 г., в ученики к Кутюру и занимался под его руководством около 6 лет. Покинув мастерскую этого художника, М. Предпринял поездку в Голл..

Мане

Одно из трех халдейских слов (мане, факел, фарес), начертанных перстом невидимого существа на стене чертога, где пировал Вавилонский царь Валтасар, означающее, по истолкованию пророка Даниила. Исчислил Бог царство твое и положил конец ему.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)(халд. Исчислил). Одно из слов, написанных, по пред., невидимым перстом на стене здания, в котором пировал Валтасар.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в сост..

Мане

, Эдуард (Manet, Edouard) 1832, Париж — 1883, Париж. Французский живописец и график. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Происходил из состоятельной, культурной семьи. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила, и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но в творческом плане на него большее влияние оказали Тициан, Веласкес, Гойя, которых он копировал в Лувре..

Мане

(manet) Эдуард (1832, Париж – 1883, там же), французский живописец, творчество которого предвосхитило импрессионизм. Сын чиновника. Учился в Школе изящных искусств у салонного живописца Т. Кутюра (1850—56), копировал в Лувре картины старых мастеров. Много путешествовал, был в Италии, Голландии, Бельгии, Испании, Англии, где изучал живопись Тициана, Ф. Халса, П. П. Рубенса, Д. Веласкеса и Ф. Гойи. Из современных мастеров особенно восхищался Э. Делакруа. Был дружен с поэтом Ш. Бодлером и писателе..

Дополнительный поиск Мане Мане

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мане" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мане, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа