Мистика

119

(от греч. Ḿýśt́íḱóś — таинственный) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Мировоззренческие основы М. Могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах Теизма (Иудаизм, Христианство, Ислам) абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогическое «общение», которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях (См. Ереси) «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в.

За то, что в экстазе сказал «я есмь Истинный», т. Е. Бог). Наконец, в системах нетеистической М. Место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (Дао Даосизма, шуньята Буддизма, «единое» Неоплатонизма и т. П.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к Иррационализму, Интуитивизму, намеренной парадоксальности. Они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. Всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. Иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср.

«благородное молчание» буддистов). Теология М. Обозначается в христианских традиции как «отрицательная» («апофатическая», «негативная»), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. Предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и Йога в индийских системах М., «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах («янтры» и «мандалы» в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов («мантры» Индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдедбных словах и т. Д. В некоторых системах М.

Для таких «медитаций» рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, Исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей (См. Дервиши) до тихого «умиления» христианских аскетов. Но в любом случае М. Не может обойтись без психотехники Аскетизма (или, как в некоторых видах Гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. Предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, «посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству «посвященного», который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа «гуру» в индуизме, «пира» в Суфизме, «старца» в исихазме, «цаддика» в Хасидизме.

Хотя исторический аналог и прообраз М. Можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. В собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. Происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (Веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (Пифагореизм, Платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов. Крушение Римской империи в первых вв.

Н. Э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, Манихейство), конец средневековья в 13—14 вв. (суфизм, Каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17—18 вв. (кружки янеснистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых исторических условиях М. Становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, например, роль М. В мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. Давали импульс идеалистической диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. В классическом немецком идеализме, называл немецкого мистика Я. Бёме «...предвестником грядущих философов...» — см.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574). В условиях кризиса современного буржуазного общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (Теософия и Антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи многим течениям современной идеалистической философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических, «сциентистских» (см. Сциентизм) направлениях, как Неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апофатической» М., аналог «благородному молчанию» буддистов). Марксизм-ленинизм рассматривает М.

Как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистическим мировоззрением, как бегство от противоречий общественного бытия человека. Лит. Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7. Otto R., West-östliche Mystik, 2 Aufl., Gotha, 1929. Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957. Scholem G., Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen, Z., 1957. С. С. Аверинцев.

Значения в других словарях
Мисти

(Misti) действующий вулкан в Западной Кордильере (Анды), на Ю. Перу. Высота 5821 м. Правильный конус. Выше 5400 м покрыт вечными снегами. Последнее извержение в 1870. У подножия М. — г. Арекипа. ..

Мистии

мистоты (греч., единственное число místhios, misthōtēs, misthōtós, от misthós — заработная плата), наёмные работники в Византии. Термин «М.» ведёт начало от античного времени, когда он обозначал несамостоятельных свободных работников (как арендаторов, так и наёмных работников). В Византии М. Занимали и на с.-х. Работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских. Срок найма в мастерских в 10 в. Ограничивался месяцем, зарплату М. Получали подённо или за мес..

Мистификации литературные

литературные произведения, авторство которых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или народному творчеству. Мистификация предполагает создание стилистической манеры и творческого образа мнимого автора. М. Л. Чаще имели место в переломные для литературы и общественной мысли эпохи. В 1817—23 для поддержки идеи национального возрождения чехов под видом народного эпоса были обнародованы «Краледворская рукопись» и «Либушин суд», списки которых якобы обнару..

Мистификация

(от греч. Mýstēs — посвященный в тайну, знающий таинства и лат. Facio — делаю) намеренное введение какое-либо в заблуждение, обман ради шутки или с другой целью. ..

Мистика

МИСТИКА (от греч. Mystikos - таинственный) - религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).. ..

Мистика

МИСТИКА (от греческого mystikos - таинственный), религиозная практика>, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.. ..

Мистика

Наука, искавшая сокровенный смысл в Священном Писании.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)учение о таинственном сверхчувственном. Учение о тайном смысле священного Писания. Склонность ко всему таинственному.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Мистика

Визионерство, сверхъестественность, мистицизм. ..

Мистика

Ж. Ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм м. Ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. Предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. Шуточный обман или содержание челов..

Мистика

Ж.1) Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.2) перен. Разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.. ..

Мистика

МИ́СТИКА -и. Ж. [от греч. Mystikos - таинственный]. ..

Мистика

-и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней — какая-то м. II прил. Мистический, -ая, -ое.. ..

Мистика

Мистики, мн. Нет, ж. (от греч. Mystikos - таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. Наз. Потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. Перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. Ирон.). Это уж мистика какая-то. Мистику разводить.. ..

Мистика

— вера в сверхъестественное, божественное, потусторонние силы, а также доктрины, оправдывающие и объясняющие эту практику, различные формы магии в быту.. ..

Мистика

(от греч. Mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. Направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. Созерцании и чувстве. М. Распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. Философом мистич. Направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. Учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом прот..

Мистика

МИСТИКА (греч. Mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики. Нулевым циклом развития М. Можно считать архаические оргиасти-ческие культы, реализация которых имела своей целью снятие в момент ритуального действа границы между профан-ным миром..

Мистика

(от греч. Mystika - таинственные обряды, таинство). 1) в широком, обобщенном смысле - загадочное и непонятное, "выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания" (Ф.В.Й. Шеллинг). 2) в духовном смысле - ощущение и понимание мира как таинства, "живое прикосновение к тайне" (Н.А. Бердяев), непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом, "космической тотальностью" и т.п.). Диа..

Мистика

Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику.. ..

Дополнительный поиск Мистика Мистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мистика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа