Мистика

185

(от греч. Mystika - таинственные обряды, таинство). 1) в широком, обобщенном смысле - загадочное и непонятное, "выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания" (Ф.В.Й. Шеллинг). 2) в духовном смысле - ощущение и понимание мира как таинства, "живое прикосновение к тайне" (Н.А. Бердяев), непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом, "космической тотальностью" и т.п.). Диапазон родовых признаков М. Предельно широк. От понимания ее как "всеобъемлющего чувства жизни", проявления "жизненного порыва" (А. Бергсон), "бытийственной основы религии" (Бердяев) до признания ее в качестве "единственно глубокого и совершенного мировоззрения" (А.

Швейцер). К видовым признакам М. Относят прежде всего непосредственность и целостность мистического восприятия и неизреченность мистического опыта.Главным критерием М. Является непосредственный опыт единения человека с бесконечным бытием - unio mystica. При этом само единение может выступать в форме мистериального посвящения (натуралистическая М.), экстатическо-чувственной (духовная М.) или рефлективно-умозрительной (спекулятивный, "теософский" мистицизм). Несмотря на различие способов единения, его суть - в преодолении разрыва между конечным и бесконечным, временным и вечным, земным и небесным. Отсюда, согласно Швейцеру, М. Имеет место тогда, когда кто-либо считает предопределенным разрыв между земным и неземным, временным и вечным и, все еще пребывая в земном и временном, "переживает свое вхождение в неземное и вечное".Опыт мистиков всех времен и народов свидетельствует о том, что путь мистического единения, восхождения души к Абсолюту имеет сходные ступени, в классической форме зафиксированные еще Псевдо-Дионисием Ареопагитом (О мистическом богословии, 1, 3).

Первая, подготовительная ступень предполагает нравственные и аскетические упражнения (см. Аскетизм), чтобы обуздать чувственность, животную природу и преодолеть порочные наклонности. Это - ступень нравственного очищения, освобождающая человека от привязанностей к внешнему миру. Вторая ступень включает духовные упражнения, имеющие целью молитвенное сосредоточение и концентрацию мыслей на Абсолютном, что ведет к внутренней отрешенности и духовному просветлению, открывающему способность видения, созерцания Абсолюта. Наконец, третья ступень, как цель всех предыдущих упражнений, есть выход сознания за пределы конечного, тварного, земного - экстаз. Непосредственное переживание единения с Абсолютом.Всякая М. Является в той или иной мере этически окрашенной, ибо необходимо включает в себя момент нравственного очищения, самосовершенствования, культивирование очистительных (cathartikai) добродетелей.

Воздержания, смирения, самоотречения, терпения, прощения и т.п. На основании этого некоторые философы выделяли даже особый "морально-аскетический" тип М. Напр., Бердяев различал М. "совершенствования души" и М. "познания божественных тайн бытия". Этическую и гностическую М. Примером первого типа может служить М. Христианских аскетов. Примером второго - М. Плотина, Я. Бёме, И. Экхарта или М. Каббалы. На тесную связь между этикой самосовершенствования и М. Указывал Швейцер, подчеркивая, что создать этику самосовершенствования не означает ничего иного, как обосновать этику с помощью М. Тем не менее в строгом смысле слова "морально-аскетическая М." не может рассматриваться в качестве самостоятельного типа. Она имеет прикладной характер и подчинена высшей сверхэтической цели.

Единению с Абсолютом. Восхождение души к Богу, слияние с Абсолютом и т.п. - акт, по существу, "не этический, а чисто духовный" (Швейцер). На высшей ступени мистического опыта происходит метафизическое отстранение, снятие этического. Душа больше не нуждается в различении добра и зла. Она должна отрешиться "не только от всего дурного, но и от всего хорошего, от всякой формы, даже духовной" (Плотин. Эннеады, VI, 7, 34). Согласно Экхарту, на высшей ступени единения с Абсолютом душа должна утратить, забыть и самого Бога и "утвердиться на полном Ничто".Попытки этического оправдания М. Предпринимались такими мыслителями, как B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Бергсон и др.В систематической форме проблема М. Была рассмотрена Швейцером, показавшим, что "этическая М." может вырасти только на почве "духовной преданности таинственной бесконечной воле к жизни".

В этой связи Швейцер переосмысливает сам факт единения с бесконечным бытием, понимая его не как "возвышение в Абсолютном" или растворение конечного в бесконечном, но как единение со всем живым..

Значения в других словарях
Мистика

(от греч. Ḿýśt́íḱóś — таинственный) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Мировоззренческие основы М. Могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах Теизма (Иудаизм, Христианство, Ислам) абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогичес..

Мистика

МИСТИКА (от греч. Mystikos - таинственный) - религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).. ..

Мистика

МИСТИКА (от греческого mystikos - таинственный), религиозная практика>, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.. ..

Мистика

Наука, искавшая сокровенный смысл в Священном Писании.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)учение о таинственном сверхчувственном. Учение о тайном смысле священного Писания. Склонность ко всему таинственному.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Мистика

Визионерство, сверхъестественность, мистицизм. ..

Мистика

Ж. Ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм м. Ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. Предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. Шуточный обман или содержание челов..

Мистика

Ж.1) Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.2) перен. Разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.. ..

Мистика

МИ́СТИКА -и. Ж. [от греч. Mystikos - таинственный]. ..

Мистика

-и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней — какая-то м. II прил. Мистический, -ая, -ое.. ..

Мистика

Мистики, мн. Нет, ж. (от греч. Mystikos - таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. Наз. Потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. Перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. Ирон.). Это уж мистика какая-то. Мистику разводить.. ..

Мистика

— вера в сверхъестественное, божественное, потусторонние силы, а также доктрины, оправдывающие и объясняющие эту практику, различные формы магии в быту.. ..

Мистика

(от греч. Mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. Направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. Созерцании и чувстве. М. Распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. Философом мистич. Направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. Учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом прот..

Мистика

МИСТИКА (греч. Mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики. Нулевым циклом развития М. Можно считать архаические оргиасти-ческие культы, реализация которых имела своей целью снятие в момент ритуального действа границы между профан-ным миром..

Миронов Владимир Васильевич

..

Мистерии

См. Мистика.. ..

Мистицизм

(от греч. Mystikos - таинственный) - религиозно-теологическая концепция, согласно которой высший тип познания - это интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений. В этом смысле М. Присущ всем религиям, поскольку они утверждают существование иного, сверхъестественного мира и существ, обнаруживающих себя в непостижимых для человеческого ума чудесах и знамениях. Разумеется, в каждом конкретном случае М. Принимает особую форму. В б..

Митин Марк Борисович

(1901-1987) - советский большевистский идеолог и организатор государственной, официальной философской мысли. Окончил философское отделение Института Красной профессуры (1929). Зам. Директора Академии коммунистического воспитания, зам. Директора Института философии, главный редактор журнала "Под знаменем марксизма" (1930-1944), директор Института марксизма - ленинизма при ЦК КПСС (1939-1944), главный редактор журнала "Вопросы философии" (1960-1967), зам. Академика-секретаря отделения философии и ..

Мистика

Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику.. ..

Дополнительный поиск Мистика Мистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мистика" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа