Мистика

80

(от греч. Mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. Направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. Созерцании и чувстве. М. Распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. Философом мистич. Направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. Учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. Вероучением и было осуждено в 13 в. Католич. Церковью как еретическое. В 12 в. С обострением клас. И идеологич. Борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. Как реакция против прогрессивного рационалистич.

Течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. Стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. Специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. Как протест ср.-век. Бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. Порядок, ширится оппозиционное, еретич. Направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. Нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк.

Организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. Направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. Движениями. Родоначальником ср.-век. Хилиазма в М. Был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. Истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. Идеи в открыто-революц. Программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. Направлением М. Связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит.

Влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. Была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. Странах наиболее влият. Мистич. Направлением был суфизм.Лит. Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7. Его же, Анти-Дюринг, М., 1957. Его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22. Его же, Естествознание в мире духов, в его кн. Диалектика природы, М., 1955. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14. Вертеловский А., Зап. Ср.-век. Мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888. Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. Культуры во Франции, М., 1953. Смирин М. M., Нар. Реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955.

Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. Ср.-век. Философии, М., 1957. Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893. Büttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959. Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961.С. М. Стам. Саратов..

Значения в других словарях
Мистика

(от греч. Ḿýśt́íḱóś — таинственный) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Мировоззренческие основы М. Могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах Теизма (Иудаизм, Христианство, Ислам) абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогичес..

Мистика

МИСТИКА (от греч. Mystikos - таинственный) - религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).. ..

Мистика

МИСТИКА (от греческого mystikos - таинственный), религиозная практика>, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.. ..

Мистика

Наука, искавшая сокровенный смысл в Священном Писании.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)учение о таинственном сверхчувственном. Учение о тайном смысле священного Писания. Склонность ко всему таинственному.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Мистика

Визионерство, сверхъестественность, мистицизм. ..

Мистика

Ж. Ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм м. Ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. Предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. Шуточный обман или содержание челов..

Мистика

Ж.1) Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.2) перен. Разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.. ..

Мистика

МИ́СТИКА -и. Ж. [от греч. Mystikos - таинственный]. ..

Мистика

-и, ж. 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. 2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней — какая-то м. II прил. Мистический, -ая, -ое.. ..

Мистика

Мистики, мн. Нет, ж. (от греч. Mystikos - таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. Наз. Потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. Перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. Ирон.). Это уж мистика какая-то. Мистику разводить.. ..

Мистика

— вера в сверхъестественное, божественное, потусторонние силы, а также доктрины, оправдывающие и объясняющие эту практику, различные формы магии в быту.. ..

Мистерии

(от греч. Mystnrion - таинство) - в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. Участвовали только посвященные, т. Н. Мисты. М. Состояли из ряда последовательных драматизированных действий, к-рые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определенным ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. Д. Возникли М. На почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием клас. Общества нек-рые из..

Мистии

Мистоты (ед. Ч. Mistios, mistotns, mistotos, от mistos - заработная плата), - наемные работники в Византии. М. Становились разорившиеся ремесленники и торговцы, лишившиеся земли крестьяне. Их занимали и на с.-х. Работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских (вопрос о соответствии М. Зап.-европ. Подмастерьям спорен). Срок найма в мастерских в 10 в. Ограничивался месяцем, зарплату М. Получали поденно или за месяц вперед. Были случаи (с 13 в.), когда М.,..

Мистра

(Mystras) - мертвый город в Греции (близ Спарты). Осн. Как крепость ахейским князем Вильгельмом II Вилардуэном в 1248/49, завоевана Византией в 1261 (или 1262). С 1348 М. - столица т. Н. Морейскоео деспотата. М. Являлась крупным ц. Поздневизант. Культуры, сохранились замечательные памятники зодчества и фресковой живописи (церковь Феодора, кон. 13 в., Митрополия, 1309-10, Пантанасса, 1-я пол. 15 в., и др.). В 1460-1829 М. - под властью турок (с перерывом 1685-1715, когда М. Владели венецианцы). В..

Мита

(mita. На яз. Кечуа - обязательная очередность) - поочередное исполнение коллективных работ в сел. Общине Древнего Перу. В гос-ве инков М. Стала одной из форм эксплуатации осн. Производителей - общинников (работа на рудниках, в с. Х-ве, на строительстве). Исп. Завоеватели распространили М. На др. Колонии, обязав редукции выделять определенный контингент индейцев ("митайо") для работы на рудниках, мануфактурах и строительстве. М. Стала составной частью, переходной к капиталистич. Системе эксплуат..

Мистика

МИСТИКА (греч. Mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики. Нулевым циклом развития М. Можно считать архаические оргиасти-ческие культы, реализация которых имела своей целью снятие в момент ритуального действа границы между профан-ным миром..

Мистика

(от греч. Mystika - таинственные обряды, таинство). 1) в широком, обобщенном смысле - загадочное и непонятное, "выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания" (Ф.В.Й. Шеллинг). 2) в духовном смысле - ощущение и понимание мира как таинства, "живое прикосновение к тайне" (Н.А. Бердяев), непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом, "космической тотальностью" и т.п.). Диа..

Мистика

Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику.. ..

Дополнительный поиск Мистика Мистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мистика" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа