Мистика
(от греч. Mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. Направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. Созерцании и чувстве. М. Распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. Философом мистич. Направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. Учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. Вероучением и было осуждено в 13 в. Католич. Церковью как еретическое. В 12 в. С обострением клас. И идеологич. Борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. Как реакция против прогрессивного рационалистич.
Течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. Стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. Специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. Как протест ср.-век. Бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. Порядок, ширится оппозиционное, еретич. Направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. Нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк.
Организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. Направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. Движениями. Родоначальником ср.-век. Хилиазма в М. Был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. Истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. Идеи в открыто-революц. Программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. Направлением М. Связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит.
Влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. Была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. Странах наиболее влият. Мистич. Направлением был суфизм.Лит. Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7. Его же, Анти-Дюринг, М., 1957. Его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22. Его же, Естествознание в мире духов, в его кн. Диалектика природы, М., 1955. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14. Вертеловский А., Зап. Ср.-век. Мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888. Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. Культуры во Франции, М., 1953. Смирин М. M., Нар. Реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955.
Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. Ср.-век. Философии, М., 1957. Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893. Büttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959. Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961.С. М. Стам. Саратов..
Дополнительный поиск Мистика
На нашем сайте Вы найдете значение "Мистика" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа