Ода

105

IО́да Нобунага (1534—1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. Часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными князьями. В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и официальной столицей Японии. В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. К 1582 объединил под своей властью не менее трети страны. Боролся с буддийским духовенством, выступавшим против централизации государства и действовавшим в союзе с враждебными князьями. С 1570 вёл кровопролитную борьбу во многих провинциях с сектой икко, под знаменем которой выступали широкие народные массы (т. Н. Икко-икки — восстания секты икко).

С целью укрепления феодальных порядков О. Начал кадровую перепись земель, уничтожил внутренние заставы, учредил единую денежную единицу, вёл строительство дорог. Был убит одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти. Лит. Жуков Е М История Японии М., 1939 гл. 3 § 1. Очерки новой истории Японии, М., 1958, с. 11—25. Personality in Japanese history, Berk, 1970. IIО́да (от греч. Ōdē — песня) жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин «О.» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (См.

Гораций) (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху Классицизма (17—18 вв.) О. Была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. Духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию О. Входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование «естественности» — А.

П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин — Германия). В эпоху романтизма слово «О.» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.). В России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. Жанровая система в лирике размывается и понятие О. Выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского). С 17 в. В западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица.

В Англии такие произведения были близки кантате (См. Кантата) (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода». Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. В виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. Для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные. Среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945). М. Л. Гаспаров (О. В поэзии). IIIО́да (Oda) город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. Жителей (1970). Ж-д. Станция. Деревообрабатывающая промышленность.

Значения в других словарях
Огурчинский

остров в юго-восточной части Каспийского моря, в Туркменской ССР. Ограничивает с З. Туркменский залив. Вытянут узкой полосой с С. На Ю. Площадь около 45 км2. Поверхность низменная с невысокими песчаными буграми, поросшими травой и кустарником. Рыбный промысел. ..

Од

(Aude) департамент на Ю. Франции, у побережья Лионского залива Средиземного моря. Площадь 6,3 тыс. Км2. Население 276 тыс. Чел. (1973). Административный центр — г. Каркассонн. Основная часть территории — низменность Нижнего Лангедока, по которой проходит Южный канал, в южной части департамента — предгорья Пиренеев — горы Корбьер (до высоты 1231 м). В сельском хозяйстве занят 31% экономически активного населения, в промышленности 14% (1968). 2/3 доходов от сельского хозяйства даёт виноградарство...

Ода (город в Гане)

Ода (Oda), город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. Жителей (1970). Ж-д. Станция. Деревообрабатывающая промышленность.. ..

Ода (жанр поэзии и музыки)

Ода (от греч. Ōdē ‒ песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара. ..

Ода

ОДА (от греч. Ode - песня) - жанр лирической поэзии и музыки. Торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар). В 16-18 вв. Жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. Также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность. В 19-20 вв. Создаются и чисто инструментальные оды.. ..

Ода

ОДА (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide - песня), жанр лирической поэзии и музыки. Торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар>). В 16 - 18 вв. Жанр высокой лирики (Вольтер, Г.Р. Державин>). С 17 в. Также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определённого события, прославляющее какую-либо идею или личность>. В 19 - 20 вв. Создаются и чисто инструментальные о..

Ода

(от греч. Ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир, на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. О. Была предназначена для большого круга слушателей и должна была отличаться серьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном. В этом ее отличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроения поэта и р..

Ода

(греч. Ode - пение). У греков лирическое стихотворение, приспособленное к пению. В эпоху псевдо-классического направления, стихотворение, написанное высокопарным слогом и изображающее высокие чувства и возвышенные мысли.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)(тур.). 1) отделение, ход, марш, построение колоннами турецких солдат. 2) янычарские казармы.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)гре..

Ода

См. Песнь, хвала. ..

Ода

Ж. Торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.. ..

Ода

Ж.1) а) Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. Событию или герою.б) Отдельное произведение такого жанра.2) Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. Значительному событию или подвигу.. ..

Ода

О́ДА -ы. Ж. [греч. Ōdē - песня]. ..

Ода

-ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-н. Историческому событию или герою. Хвалебная о. Оды Ломоносова. II прил. Одический, -ая, -ое- О. Жанр.. ..

Ода

Оды, ж. (греч. Oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущ. Классического стиля, воспевающее какие-н. События исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. Пушкин.. ..

Ода

АНТИЧНАЯ ОДА. - В древности термин «ода» (греч. ЕЌdД“, латин. Ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли О. На «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. П. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара и Горация .Ода Пиндара (V в. До нашей эры) - так наз. «эп..

Ода

- (от греч. Oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например. М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года".. ..

Ода

(от греч. Oda - песня) - в Др. Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. Хор. Песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. Празднику, средняя - представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. Процессий. Существовали и О. Более интимного содержания, исполн..

Ода

— жанр лирической поэзии и музыки. Торжественно-патетическое прославляющее произведение. Как хоровая песня, возникла в античности. В XVI—XVIII вв. Жанр высокой лирики.. ..

Ода

Нобунага (1534-82) - япон. Феод. Полководец, первый из объединителей (О., Хидэёси Тоётоми, Иэясу Токугава) страны. Сын владельца небольшого кн-ва в пров. Овари (центр. Часть о-ва Хонсю). Отличался буйным, необузданным и жестоким характером. В 1551 наследовал кн-во. Постепенно прибрал к своим рукам всю пров. Овари. В 1560 у Окэхадзама разгромил войско князя Ёсимото Имагава и захватил часть его владений. В 1567 перенес свою резиденцию в замок Гифу (пров. Мино). В 1568 вступил в г. Киото, являвшийс..

Дополнительный поиск Ода Ода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ода" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 3 символа