Пастораль
(франц. Pastorate, от лат. Pastoralis — пастушеский) литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре. 1) античная Буколика, посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга). 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием. Возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16—17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо — Италия. Х. Де Монтемайор — Испания. Ф. Сидни, Э. Спенсер — Англия. О. Д'Юрфе — Франция), а в России — в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. Восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности.
Условность П. Также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.— характерный жанр аристократического Барокко. Пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы. Фабула запутана многочисленными приключениями героев. Жанровые формы П. Многообразны. Эклога, поэма, роман. После стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16—17 вв. На придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию Сентиментализма (идиллии (См. Идиллия) С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана). В музыке. 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни.
П. Зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17—18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский воссоздал П. «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в. 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. Характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в Кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. Писали А. Вивальди, Д.
Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. Представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена). Тексты и лит. Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. Ст. М. Эйхенгольца, М.— Л., 1937. Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.— Л., 1934. Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.). И. В. Шталь (П. В литературе)..
Дополнительный поиск Пастораль
На нашем сайте Вы найдете значение "Пастораль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пастораль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа