Пастораль

223

(франц. Pastorale, от лат. Pastoralis - пастушеский). 1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. Зародилась под влиянием античной поэзии ("Эклоги" и "Буколики" Вергилия, Петрарки, Боккаччо, "Аминта" Тассо). Пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итал. И франц. Дворах. В либретто ранних итал. Пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер - К.

В. Глюк, В. А. Моцарт ("Бастьен и Бастьенна", 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752) и др. 2) Вок. Или инстр. Произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. Простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. И вок.-инстр. П. Прошлого связаны с изображением Христа как "доброго пастыря" (в кантате Баха "Ты, пастух Израиля" - Du Hirte Israel, в оратории "Мессия" Генделя). Пасторальный характер носят мн. Светлые лирические, идиллич. Эпизоды опер, кантат и ораторий 17-18 вв. П. "Искренность пастушки" включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы "Пиковая дама". Сольные вок. П. С сопровождением фп. Имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X.

Вольфа и др. Инстр. П. Нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. Легенды. В др. Случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. Волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. Создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. Для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. Порой представляют собой отд. Части циклич. Сочинения (напр., "Сцена в полях" из "Фантастической симфонии" Берлиоза), иногда - целые циклы ("Времена года" Вивальди, "Пасторальная симфония" Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как "Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни", и др.).Литература.

Marsan J., La pastorale dramatique en France а la fin du XVIe et au commencement du XVIIe siиcle, P., 1905. Sandberger A., Zu den geschichtlichen Voraussetzungen zur Pastoralsinfonie, в его кн. Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bd 2, Mьnch., 1924. Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932. Sсhmidt G. Fr., Die frьchdeutsche Oper..., Bd 2, Die Pastoral-Opern, Regensburg, 1943..

Значения в других словарях
Паста Д.

(Pasta) (урожд. Негри (Negri)) Джудитта (28 X 1797 (по др. Данным, 9 IV 1798), Саронно, близ Милана - 1 IV 1867 (по др. Данным, 1865), Блавио, близ Комо)- итал. Певица (сопрано). Училась в Миланской консерватории у Б. Азиоли. Дебютировала в 1815 в опере "Три Леоноры" Скаппа (т-р "Филодрамматичи", Милан). В 1815-17 пела на оперных сценах ряда городов Италии, в Париже, Лондоне. Совершенствовалась под рук. Дж. Скаппа в Милане. После выступлений в Париже (1822) получила мировую известность как оперн..

Пастиччо

(итал. Pasticcio, букв.- паштет. В переносном смысле - смесь, мешанина) - опера, состоящая из арий, дуэтов и др. Частей, заимствованных из разл. Опер нескольких или (реже) одного композитора. Создатели П. Стремились в угоду слушателю объединить в одном произв. Целый ряд наиболее популярных оперных номеров. Для подобных П. Создавались новые либретто. Т. О., каждый из номеров звучал с новым текстом. Пример П. С музыкой разл. Композиторов - опера "Томирис, королева Скифии", составленная Дж. Пепушем..

Пастурель

(франц. Pastourelle, букв. - пастушка. Провансальск. Pastorela, pastorita) - разновидность любовных песен труверов и трубадуров. Как правило, строится в виде диалога. Типичное содержание текста - рыцарь домогается любви сельской красавицы. Иногда он в этом преуспевает, порой же вынужден бежать, преследуемый её мужем или любовником. Поэтич. И муз. Форма П. Часто бывает сложной, музыка - весёлая, игривая, нередко и более серьёзная, не лишённая черт мечтательности. П. Известна с 11 в. Один из наибо..

Пастухов А. П.

Алексей Петрович (12 (24) II 1878, Тула - 15 III 1965, Москва) - сов. Мастер муз. Инструментов. С 1900 мастер-наклёпщик ф-ки "Бр. Киселёвы", принимал участие в изготовлении первых тульских баянов. Один из учредителей, председатель (с 1922) и технич. Руководитель (с 1930) первой Гармонной артели в Туле. С 1933 мастер Моск. Баянной ф-ки, с 1936 инструктор там же. Внёс значит. Усовершенствования в технологию изготовления планки и язычка, его наклёпку. Баяны с изготовленными по его методу язычками о..

Дополнительный поиск Пастораль Пастораль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пастораль" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пастораль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа