Педагогическая психология

129

отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса. Разрабатывает психологические основы обучения (См. Обучение) и воспитания (См. Воспитание). П. П. Тесно связана как с общей и детской психологией (См. Психология), так и с педагогикой (См. Педагогика). Наиболее типичным методом исследования для П. П. Является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.

П. П. Как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19—20 вв. (в 1906—16 проведено 5 всероссийских съездов по проблемам П. П.), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого. Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение П. П. Как самостоятельной отрасли психологии.

П. П. Включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания. Разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей). Установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т. Д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует. Процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности.

Роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Исследования по П. П. Имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории. Лит. Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919. Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.— Л., 1950. Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958.

Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961. Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской Н. А., М., 1971. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972. Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7—9. Л. И. Божович..

Значения в других словарях
Педагогиум

(лат. Paedagogium, от греч. Paidagogéion — училище, школа) с конца средних веков в странах Западной и Центральной Европы — школа для подготовки к поступлению в университет, а затем — название средней школы с интернатом. В некоторых странах — учебные заведения для подготовки учителей начальной школы.. ..

Педагогическая академия

высшие педагогические курсы в дореволюционной России, учрежденные Лигой просвещения в Петербурге. Открыты в 1908 (устав утвержден министерством народного просвещения в 1907) с целью подготовки высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам народного образования, организаторов вне школьного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей. Слушатели — лица, имеющие высшее образование. Учебный курс (2 г.) включал цикл педагогических дисциплин (педагогика, история педагогики..

Педагогические журналы

периодические издания по вопросам воспитания, обучения и образования. Первые П. Ж. Появились в начале 18 в. Вначале преобладали П. Ж. Общего характера, в дальнейшем дифференцировались по отраслям педагогической науки, формам и ступеням воспитания и образования, типам учебных заведений, возрастным категориям учащихся, учебным предметам, региональному географическому охвату, языкам. В числе первых П. Ж., возникших в Англии, были еженедельник Дж. Аддисона и Р. Стила «Tatler» (L., 1709—11), «Specta..

Педагогические институты

IПедагоги́ческие институ́ты в СССР, основной тип вузов, готовящих учителей средней школы (преподавателей общеобразовательных дисциплин в массовых школах, средних специальных, профессионально-технических учебных заведениях, специальных дисциплин — в педагогических училищах), а также педагогов для дошкольных учреждений, специальных школ. В 1974 в СССР было 199 П. И., в том числе 11 иностранных языков педагогических институтов (См. Московский педагогический институт иностранных языков), Узбекский р..

Педагогическая Психология

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.. ..

Педагогическая Психология

Отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.. ..

Педагогическая Психология

(англ educational psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.П. П. Возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. П. П. Является К. Д. Ушинский. Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского и др.До недавнего времени П. П. Изучала г. О. Психологические закономерности обучения и воспитания детей. В ..

Педагогическая Психология

Отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.В структуру П. П. Входят 3 раздела. Психология воспитания, психология обучения, психология учителя.Предмет психологии воспитания — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребёнка, дет. Коллектива. Исследования в этой области направлены на изучение содержания мотивационной сферы личност..

Дополнительный поиск Педагогическая психология Педагогическая психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Педагогическая психология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Педагогическая психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа