Педагогическая психология
отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса. Разрабатывает психологические основы обучения (См. Обучение) и воспитания (См. Воспитание). П. П. Тесно связана как с общей и детской психологией (См. Психология), так и с педагогикой (См. Педагогика). Наиболее типичным методом исследования для П. П. Является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.
П. П. Как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19—20 вв. (в 1906—16 проведено 5 всероссийских съездов по проблемам П. П.), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого. Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение П. П. Как самостоятельной отрасли психологии.
П. П. Включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания. Разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей). Установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т. Д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует. Процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности.
Роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Исследования по П. П. Имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории. Лит. Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919. Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.— Л., 1950. Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958.
Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961. Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской Н. А., М., 1971. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972. Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7—9. Л. И. Божович..
Дополнительный поиск Педагогическая психология
На нашем сайте Вы найдете значение "Педагогическая психология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Педагогическая психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 25 символа