Педагогическая Психология

104

(англ educational psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.П. П. Возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. П. П. Является К. Д. Ушинский. Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского и др.До недавнего времени П. П. Изучала г. О. Психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.В центре внимания П. П. - процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности уч-ся.

Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) - значит понять, как он становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи др. Людей, т. Е. Как обучение и воспитание. В силу этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих закономерностей становления личности, что является задачей общей психологии. П. П.

Имеет также тесную связь с возрастной и социальной психологией, вместе с ними она составляет психологическую основу педагогики и частных методик.Т. О., П. П. Развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии. И фундаментальная, и прикладная П. П. Делятся, в свою очередь, на 2 части. Психологию обучения (илпучения) и психологию воспитания. Один из критериев деления - вид социального опыта, подлежащего усвоению.Психология учения, прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу П. П. Составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

Исследования процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественных школ психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. См. Применение знаний, Проблемное обучение, Программированное обучение, Развивающее обучение, Эвристическая педагогика. О дедуктивном методе обучения см. Дедукция.Учение - это система специальных действий, необходимых уч-ся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, как и любые др.Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования учебной деятельности в условиях сложившейся системы обучения.

В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий уч-ся средней школы. Изучена также роль жизненного опыта уч-ся, речи, характера предъявляемого учебного материала и др. В усвоении знаний.В 1970-х гг. В П. П. Все чаще стали использовать др. Путь. Изучение закономерностей становления знаний и учебной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения (см. Экспериментальное обучение). Прежде всего эти исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Полученные результаты имеют важное значение для нахождения оптимальных путей обучения и выявления условий эффективного умственного развития уч-ся.Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.

П. В условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. П. П. Изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирование различных свойств личности от индивидуальных особенностей уч-ся.В отечественной П. П. Созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористическая теория (см. Бихевиоризм, Учение).П. П. Наряду с общепсихологическими методами исследования использует ряд специфических. К их числу относится т. Н. Генетический метод (см. Экспериментально-генетический метод исследования психического развития). Его особенность состоит в том, что интересующее явление изучается в процессе его формирования, в динамике.

Наиболее характерным для П. П. Является применение этого метода в естественных условиях учебно-воспитательной практики. Важно подчеркнуть, что при формировании изучаемых явлений должны учитываться закономерности, которыми располагает П. П. В силу этого П. П. Предъявляет особые требования к генетическому методу (формирующему эксперименту), применяемому также в др. Областях психологии. Нашли применение в П. П. Моделирование, методы системного анализа и др. Математическое моделирование пока еще не вышло за рамки изучения простейших актов научения, но сфера его применения расширяется. См. Также Обучающий эксперимент, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии..

Значения в других словарях
Педагогика

В широком смысле – наука и искусство обучения. Последний аспект, являющийся господствующим, накладывает отпечаток и на первый.. ..

Педагогическая Оценка

(educational assessment) Под П. О. Понимается психол. (или психопедагогическая) оценка, проводимая в связи с принимаемыми в школе решениями. Ее объект может варьировать от ребенка в школе до ситуативных аспектов образовательной среды или планирования и пересмотра программ. Чаще всего объектом П. О. Становится отдельный ученик, и оцениванию может подвергаться либо его учеба, либо его поведение в классе. Оценка ученика проводится с учетом истории жизни и особенностей ребенка, характера заданий, с ..

Педагогические Измерения

- область педагогики, разрабатывающая и применяющая методы и средства измерений и оценки результатов учебной деятельности испытуемых.. ..

Педагогия Специальная

- отрасль педагогии, обслуживающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. В ней выделяются. 1) тифлопедагогия - педагогия слепых. 2) сурдопедагогия - педагогия глухих. 3) олигофренопедагогия - педагогия умственно отсталых. Детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи. И пр. Педагогия специальная, как и психология специальная, входит..

Дополнительный поиск Педагогическая Психология Педагогическая Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Педагогическая Психология" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Педагогическая Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа