Переменный лад
лад, в котором функция устоя (тоники) переходит от одного тона к другому (того же звукоряда), а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину). Понятие П. Л. Применяется обычно к первому типу (хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй — собственно переменно-ладовым). Понятие и термин «П. Л.» были впервые предложены русским музыкальным теоретиком Б. Л. Яворским. П. Л. Распространены в народной музыке, в частности в русской. Относительная непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции — в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой, либо в слиянии двух или нескольких тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое.
Преобладает ощущение двух или нескольких красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, «Иван Сусанин», 1-е действие, хор «Лёд реку в полон забрал»). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. Л.— параллельно-переменном ладе, часто встречающемся в русских народных песнях. Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. Л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная его трактовка — см., например, отрывок из 2-го действия оперы «Князь Игорь» Бородина. Лит. Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1—2, М., 1930. Вахромеев В. А., Ладовая структура русских народных песен, М., 1968. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Ю. Н. Холопов. Илл. К ст. Переменный лад.
Илл. К ст. Переменный лад..
Дополнительный поиск Переменный лад
На нашем сайте Вы найдете значение "Переменный лад" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Переменный лад, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа