Переменный лад

405

Лад, в к-ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. Тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к-рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).Понятие "П. Л." применяется обычно к первому из этих ладов, хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй - собственноРусская народная песня "Уж ты поле моё".переменно-ладовым. П. Л. Распространены в нар. Музыке, в частности в русской. Относит. Непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции - в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой либо в слиянии двух или неск.

Тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или неск. Красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, "Иван Сусанин", 1-е д., хор "Лёд реку в полон забрал"). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. Л.- параллельно-переменном ладе (см. Пример выше, а также пример рус. Песни "Ходила младёшенька по борочку" в статье Звуковая система). Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. Л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная трактовка его выразительности - см., напр., отрывок из 2-го д. Оперы "Князь Игорь" Бородина:Пляска мужчин дикая.В теорий ср.-век. Ладов термину "П. Л." родственно понятие tonus peregrinus ("странствующий тон", напр.

В мелодии антифона "Nos qui vivimus"), к-рое обозначает окончание мелодии на разл. Финалисах, а также переменность др. Ладовых опор. Сходно по смыслу понятие 17 в. Alteratio modi ("перемена лада"), применявшееся к пьесам, начинающимся в одном тоне, а заканчивающимся в другом (у К. Бернхарда). Перемена тона может быть истолкована и как модуляция, и как П. Л. У Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.) предвосхищается идея П. Л. В учении о "смешанной мусикии". На ладовую переменность в рус. Нар. Песнях обратил внимание H. А. Львов (1790), охарактеризовавший её как "странность музыкальную" (песни NoNo 25 и 30 из сб. "Собрание русских народных песен с их голосами..." Львова - Прача). Но по существу понятие и термин "П л." были впервые предложены В.

Л. Яворским. Его теоретич. Объяснение сводилось к тому, что нек-рые тоны в одной части ладовой структуры устойчивы, а в другой неустойчивы (обратимое тяготение, по В. А. Цуккерману, напр. Звуки g a).Ю. Н. Тюлин связывает возникновение П. Л. С усилением переменных функций аккордов.Литература. Львов H. A., О русском народном пении, в его кн. Собрание народных русских песен с их голосами, СПБ, 1790, переизд. M., 1955. Дилецкий H. П., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910. Протопопов Е. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2. М., 1930. Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959. Вахромеев В. A., Ладовая структура русских народных песен и её изучение в курсе элементарной теории музыки, М., 1968. Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Протопопов В. И., Николай Дилецкий и его "мусикийская грамматика", "Musica Antiqua", IV, Bydgoszcz, 1975. Цукерман В. A., Некоторые вопросы гармонии, в его кн. Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975. Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre Heinrich Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Christoph Bernhard, Lpz., 1926, Kassel u.a., 1963.Ю. H. Холопов..

Значения в других словарях
Перельман Н. Е.

Натан Ефимович (р. 19 VII (1 VIII) 1906, Житомир)- сов. Пианист и педагог. Игре на фп. Учился у Г. Г. Нейгауза в Киеве (1921-24) и у Л. В. Николаева в Ленингр. Консерватории (1925- 1930). Концертирует с 1928 в СССР и за рубежом (Польша, Румыния, Болгария, Югославия). Преподаёт в Ленингр. Консерватории с 1937 (с 1957 профессор, с 1977 заведующий кафедрой специального фп.). Игра П. Отличается рельефностью муз. Характеристик, богатством и тонкостью муз.-речевых интонаций. В его обширном репертуаре ..

Переменные функции

Вторичные, местные функции, - ладовые функции, "противоречащие основной ладовой установке" (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития муз. Произв. Тоны лада (в т. Ч. И осн. Тоны аккордов) вступают в многообразные и сложные отношения друг с другом и с общим тональным центром. При этом всякое квартово-квинтовое соотношение тонов, удалённых от центра, порождает местную ладовую ячейку, где связи тонов имитируют тонико-доминантовые (или тонико-субдоминантовые) связи осн. Ладовой ячейки. Оставаясь подчинённым..

Перепелицын П. Д.

Поликарп Дмитриевич (26 VII (7 VIII) 1818, Одесса - 2 (14) VI 1887, Петербург) - рус. Муз. Лексикограф. В детстве обучался игре на скрипке. Служил в гусарском полку. Выйдя в отставку, писал статьи о музыке для разл. Периодич. Изданий (гл. Обр. Анонимные). Составитель ряда изданий. "Музыкальный словарь. Энциклопедический справочный сборник" (1884), "Музыкальная памятная и записная книжка за 1887 год" (совм. С M. M. Ивановым, 1887). Автор "Очерка истории музыки в России" ("Новь", 1885, No 12, 13, ..

Перес Д.

(Perez) Давид (1711, Неаполь - 30 X 1778, Лисабон) - композитор. По национальности испанец. Род. В испан. Колонии в Неаполе. В 1723-33 учился в консерватории "Санта-Мария ди Лорето" в Неаполе у А. Гальи и Ф. Манчини. В 1740-48 регент Корол. Капеллы в Палермо, с 1752 - придв. Капельмейстер корол. Капеллы в Лисабоне. Представитель т. Н. Поздней неаполитанской оперной школы. Премьера его первой оперы "Ненавистная возлюбленная" ("La nemica amante") состоялась в 1735 в Неаполе, затем в течение ряда л..

Дополнительный поиск Переменный лад Переменный лад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Переменный лад" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Переменный лад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа