Притча
дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне (См. Басня). В отличие от неё форма П. 1) возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность. 3) с содержательной стороны П. Отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. П. В своих модификациях есть универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. Однако для определённых эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П. Была центром и эталоном для др. Жанров, например «учительная» проза ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара» и др.), раннехристиансокй и средневековой литературы (см.
Притчи Евангелий (См. Евангелия), например П. О блудном сыне). В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфическая поэтика П. Со своими законами, исключающими описательность «художественной прозы» античного или новоевропейского типа. Природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, «в сукнах». Действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств. Они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. В конце 19 и в 20 вв. Ряд писателей видит в экономности и содержательности П. Образец для своего творчества.
Попытку подчинить прозу законам П. Предпринял Л. Н. Толстой. На многовековые традиции П. Опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистическая драматургия и романистика Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие «характеры» и «обстановочность» в традиционном понимании. П. Продолжает сохранять привлекательность для писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования (ср. Роль ходов П. У Б. Брехта). Лит. Добротворский С., Притча в древне-русской духовной письменности, «Православный собеседник», 1864, апрель. Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971. Jeremias J., Die Gleichnisse Jesu, 5 Aufl., Gött., 1958. Lambert W., Babylonian wisdom literature, Oxf., 1960. С. С. Аверинцев.
Дополнительный поиск Притча
На нашем сайте Вы найдете значение "Притча" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Притча, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа