Психологические конгрессы

66

международные. Идея организации П. К. Принадлежала польскому учёному Ю. Охоровичу (1881). На 1-м конгрессе, посвященном физиологической психологии (Париж, 1889), русская делегация была самой многочисленной из иностранных. Одним из почётных председателей был избран И. М. Сеченов. Главные темы — проблемы гипнотизма и внушения, роль наследственности в психическом развитии, зависимость познания от мышечного чувства. 2-й конгресс (Лондон, 1892), проходивший под знаком экспериментальной психологии, имел 2 основные секции. Физиологии и психофизики, гипнотизма. В центре дискуссий находилась проблема причинной обусловленности волевых действий (русский психолог Н. Н. Ланге, американский психолог Дж. Болдуин, немецкий психолог Г. Мюнетерберг и др.).

На 3-м конгрессе (Мюнхен, 1896) обсуждались вопросы психофизиологии, психологии нормального индивида, патопсихологии. От России участвовали Н. Е. Введенский, С. С. Корсаков и др. Развернулась острая полемика между сторонниками естественнонаучные и идеалистические объяснения психических явлений. Она продолжалась на 4-м конгрессе (Париж, 1900), где идеалистическую линию отстаивали А. Бергсон (Франция), П. Карус (США) и др., естественнонаучную — Т. Рибо (Франция) и Г. Эббингауз (Германия). 5-й конгресс (Рим, 1905) отразил кризисную ситуацию в психологии, связанную с методологическими трудностями. Наиболее острым являлся вопрос о самонаблюдении (См. Самонаблюдение) (интроспекции) как главном методе изучения сознания. В противовес интроспекции выдвигалась на первый план бессознательная психическая деятельность (П.

Жане, Франция). У. Джемс (США) вообще отрицал существование сознания, 6-й конгресс (Женева, 1909) свидетельствовал о дальнейшем развитии объективных и точных методов в психологии. Значительное внимание уделялось вопросам зоопсихологии. Некоторые учёные (преимущественно из США — Р. Йеркс, М. Прайсл и др.) отмечали значение созданного И. П. Павловым метода условных рефлексов. В работе 7-го конгресса (Оксфорд, 1923) участвовало небольшое число учёных. Рассматривались вопросы психотехники, психологии труда, разработки тестов для обследования больших контингентов рабочих с целью профотбора и др. На 8-м конгрессе (Гронинген, Нидерланды, 1926) доминировали Гештальтпсихология и идеалистическая школа «психологии жизни», требовавшая отказаться от союза с естествознанием и описывать личность в её ориентации на культурные ценности.

Существенное место заняли проблемы психологии мышления. Советский психолог Д. Н. Узнадзе выдвинул понятие об установке (См. Установка) как факторе, направляющем деятельность сознания, 9-й конгресс (Нью-Хейвен, США, 1929) отличался необычайным многообразием секций. И. П. Павлов в прочитанной им вечерней лекции представил общий очерк учения о высшей нервной деятельности. Возникла дискуссия между Павловым и представителями бихевиоризма (К. Лешли), отрицавшими роль физиологических механизмов в регуляции поведения. Советские учёные защищали естественнонаучную ориентацию и марксистское учение о познании. На 10-м конгрессе (Копенгаген, 1932) подчёркивалась необходимость преодолеть односторонность противоборствующих школ. В докладе Павлова обосновывалась концепция «динамического стереотипа» в деятельности больших полушарий мозга как основы системной организации поведения.

На 11-м конгрессе (Париж, 1937) главной темой была проблема психического развития в животном мире (Ф. Бёйтендейк, Нидерланды, выдвинувший идеи нового направления — этологии (См. Этология)) и у ребёнка (швейцарский психолог Ж. Пиаже). Отмечалось значение открытия колебания электрических потенциалов головного мозга для анализа умственной деятельности (Э. Эдриан, Великобритания), 12-й конгресс (Эдинбург, 1948) выдвинул на первый план проблемы социальной и инженер психологии. Был поставлен вопрос об использовании кибернетики в исследованиях поведения. На 13-м конгрессе (Стокгольм, 1951) дискутировался вопрос о применении математических, теоретико-информационных и др. Количественных методов. Обсуждалось отношение научной психологии к Психоанализу.

Было принято решение создать интернациональный союз научной психологии, который с тех пор выступает организатором международных конгрессов. На 14-м конгрессе (Монреаль, 1954) господствовало естественнонаучное направление, успехи которого определил союз психологии с нейрофизиологией. Обсуждались новые методы изучения электрической активности мозга [У. Пенфилд и Д. Хебб (Канада), Р. Гранит (Швеция) и др.]. Основные доклады сов. Учёных были объединены темой «Современные успехи в изучении условных рефлексов». Рассматривалась роль ориентировочных реакций в построении образов, регулирующих поведение. Проблемы психофизиологии явились центральными и на 15-м конгрессе (Брюссель, 1957). На 16-м конгрессе (Бонн, 1960) внимание учёных привлекли доклады К.

Бюлера (США) о целостности и структурности психической деятельности, А. Н. Леонтьева (СССР) о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности, Ж. Пиаже о формировании чувственного восприятия у ребёнка и др. 17-й конгресс (Вашингтон, 1963) отразил становление новых направлений, обусловленное связью психологии с техническими науками и кибернетикой. Обсуждались использование в психологии ЭВМ, технизация процесса обучения и др. 18-й конгресс (Москва, 1966) продемонстрировал крупные успехи советские психологические науки, базирующейся на ленинской теории отражения. Основные темы конгресса — проблемы психического развития, психологии личности и социальная психология. 19-й конгресс (Лондон, 1969) наряду с анализом новых направлений и концепций уделил большое внимание вкладу психологии в улучшение методов обучения и организации социального поведения с целью помочь человеку приспособиться к изменениям, связанным с современной научно-технической революцией.

20-й конгресс (Токио, 1972) в числе главных обсуждал вопрос о развитии психологии в странах Азии, об участии этой науки в разработке актуальных проблем современного общества. Лит. Ярошевский М. Г., Прогресс психологии и международные психологические конгрессы, «Вопросы философии», 1966, № 7. Воронова Р. А., О работе XX международного психологического конгресса, «Вопросы психологии», 1973, № 1. М. Г. Ярошевский..

Значения в других словарях
Психологическая школа права

одно из направлений буржуазной правовой науки, сложившееся на рубеже 20 в. Одновременно с появлением психологических направлений в социологии и др. Социальных науках. С точки зрения представителей П. Ш. П., причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право рассматривается ими как продукт различного рода психологических устан..

Психологические журналы

Периодические издания по проблемам психологии стали выходить в различных странах в последней четверти 19 в., отражая процесс становления психологии как самостоятельной науки. Среди первых П. Ж. Были. «Mind» (L., с 1876) в Великобритании, «Philosophische Studien» (Lpz., 1881—1903), «Zeitschrift für Psychologie und Physiologic der Sinnesorgane» (Hamb. — Lpz., 1890—1906) в Германии. В 20 в. В Германии выходили «Psychologische Studien» (Lpz., 1905—18), «Psychologische Forschung» (В., 1921—39). В Ро..

Психологические общества и организации

Первые психологические лаборатории появились в конце 19 в. В Германии — В. Вундта в Лейпциге (1879), в США — С. Холла при университете Джона Хопкинса (1883), в Великобритании — Ф. Гальтона в Лондоне (1884), во Франции — А. Бони и А. Бине в Сорбонне (1889) и в др. Странах. Первая в России лаборатория экспериментальной психологии была основана В. М. Бехтеревым в Казани (1886). Психологические лаборатории были созданы вскоре также в Одессе (Н. Н. Ланге), Киеве (Г. И. Челпанов), Юрьеве (В. Ф. Чиж),..

Психологическое образование

система подготовки психологов широкого профиля со специализацией в области общей психологии и психофизиологии, возрастной и педагогической психологии, психологии труда, социальной психологии, медицинской психологии. Планомерная и систематическая подготовка психологов началась в первом десятилетии 20 в., когда психология стала приобретать широкое прикладное значение. В России центром П. О. Стал Московский университет, при котором в 1912 был организован институт психологии (ныне научно-исследоват..

Дополнительный поиск Психологические конгрессы Психологические конгрессы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психологические конгрессы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психологические конгрессы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа