Рельсы
(англ. Rails, множественное число от rail — рельс, от лат. Regula — прямая палка, брусок, планка) стальные профилированные прокатные изделия в виде полос. Предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. Передвижных, поворотных и вращающихся конструкций. Первые металлические Р. Были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. Для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. Начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. Заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р.
Из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом. Железнодорожные Р. — элементы верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути), уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею (См. Рельсовая колея), непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р. — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р. Зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. Выпускают Р. Длиной 12,5 м. С начала 70-х гг. Осуществляется переход на Р. Длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Основные сведения о Р.
Фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР. Сечение профиля в основном также сходное с двутавровым. Трамвайные Р. Производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. Длиной 15—18 м. При укладке их обычно сваривают. Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. П. Используют Р. Более лёгкие, чем для ж.-д. Подвижного состава, в некоторых случаях — специального профиля. Лит. Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969. Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974. В. И. Тихомиров.
Профиль стандартного железнодорожного рельса. H — высота. B — ширина подошвы. F — высота подошвы. T — толщина подошвы. H — высота головки. Бн — ширина головки по низу. Бв — ширина головки по верху. L — минимальная толщина шейки..
Дополнительный поиск Рельсы
На нашем сайте Вы найдете значение "Рельсы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рельсы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 6 символа