Рельсы

79

(англ. Rails, множественное число от rail — рельс, от лат. Regula — прямая палка, брусок, планка) стальные профилированные прокатные изделия в виде полос. Предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. Передвижных, поворотных и вращающихся конструкций. Первые металлические Р. Были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. Для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. Начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. Заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р.

Из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом. Железнодорожные Р. — элементы верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути), уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею (См. Рельсовая колея), непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р. — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р. Зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. Выпускают Р. Длиной 12,5 м. С начала 70-х гг. Осуществляется переход на Р. Длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Основные сведения о Р.

Фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР. Сечение профиля в основном также сходное с двутавровым. Трамвайные Р. Производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. Длиной 15—18 м. При укладке их обычно сваривают. Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. П. Используют Р. Более лёгкие, чем для ж.-д. Подвижного состава, в некоторых случаях — специального профиля. Лит. Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969. Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974. В. И. Тихомиров.

Профиль стандартного железнодорожного рельса. H — высота. B — ширина подошвы. F — высота подошвы. T — толщина подошвы. H — высота головки. Бн — ширина головки по низу. Бв — ширина головки по верху. L — минимальная толщина шейки..

Значения в других словарях
Рельсосварочная машина

предназначена для электроконтактной сварки рельсов в длинные отрезки или плети, укладываемые в Бесстыковой путь. Различают стационарные Р. М., работающие на специализированных рельсо-сварочных предприятиях, и передвижные — для работы в полевых условиях. В стационарных условиях сварка рельсов выполняется на поточной линии, в которую входят. Станки для выправки погнутых рельсов, удаления наплывов, вырезки дефектных мест. Электросварочная машина. Установки для механической и термической обработки ..

Рельсоукладчик

путевая машина (См. Путевые машины), предназначенная для смены рельсов ж.-д. Пути. Базой машины служит четырёхосная платформа, по концам которой установлены 2 портала с размещенными на них стрелой, кабиной управления и электростанцией. По стреле перемещается тележка с механизмами передвижения и подъёма, к грузовым канатам которой подвешена траверса с клещами для захвата рельсов. Одновременно с пути снимаются 2 рельса и переносятся на роликовые транспортёры платформы, а новые рельсы с платформы ..

Релятивизм

(от лат. Relativus — относительный) методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. Проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Р. — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психиче..

Релятивистская астрофизика

раздел астрофизики, в котором изучаются астрономические явления и небесные тела в условиях, для которых неприменимы классическая механика и закон тяготения Ньютона. К таким условиям относятся. Скорость движения, близкая к скорости света, чрезвычайно высокие значения давления и плотности энергии (достигающие или превышающие плотность массы покоя, умноженную на квадрат скорости света), а также гравитационного потенциала (близкие к квадрату скорости света). В основе Р. А. Лежат специальная и общая..

Рельсы

РЕЛЬСЫ (англ. Rails - мн. Ч. От rail - рельс, от лат. Regula - прямая палка), стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнее строение пути для движения железнодорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения подъемных кранов (подкрановые пути), вагонеток в шахтах и на карьерах. Иногда используют один рельс (напр., в монорельсовых дорогах, для перемещения кран-балки). Рельсы скрепляют на стыках специальными скреплениями или сваркой (бесстыковой п..

Рельсы

РЕЛЬСЫ (английское rails, множественное число> от rail - рельс, от латинского regula - прямая палка), полосы с характерным профилем (скругленная головка или желоб), один из основных элементов железнодорожного пути. Выпускаются рельсы из легированной стали стандартной длины. Первые чугунные рельсы были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные рельсы для заводских путей отлиты впервые в 1788 на Александровском заводе в Петрозаводске.. ..

Рельсы

Р. (см. Железные дороги), по которым непосредственно движутся колеса железнодорожного поезда — разделяются, в зависимости от формы их поперечного сечения, на симметрические (или двухголовчатые, употребляемые преимущественно на английских железных дорогах), желобчатые (употребляемые для конных дорог) и пр. Наибольшее распространение получили — а в России употребляются исключительно — Р. С широкой пятой, или знакомый тип рельсов Виньоля. Р. Этот состоит из пяты, шейки и головки.Практика службы Р. ..

Рельсы

Сойти с рельсов. Разг. Неодобр. Нарушая обычный образ жизни, загулять, запить. ФСРЯ, 445. ФМ 2002, 383.. ..

Рельсы

См. Трамвай. ..

Рельсы

(англ. Rele). Железные полосы, на протяжении железной дороги, по которым движутся колеса локомотивов и вагонов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)англ. Rails, составлено из англо-сакс. Raegel, древневерх.-нем. Rigel, брусок, грядка. Железные полосы, по которым двигаются поезда железных дорог.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)на железных дорог..

Рельсы

Мн.1) Стальные узкие бруски, укрепляемые на шпалах железнодорожного полотна в два ряда для движения колес вагонов, тепловозов и т.п.2) перен. Устар. Направление деятельности, образ действий, ход, течение чего-л.. ..

Рельсы

стальные балки специального профиля (с выпуклой, округлённой головкой, иногда с жёлобом, и с плоской подошвой для опоры на шпалы). Один из основных элементов железнодорожного пути. Два параллельно расположенных рельса образуют рельсовый путь, по которому перемещается подвижной состав (локомотивы, вагоны, трамваи). Рельсам из металла предшествовали деревянные лежни, которые укладывали в путь ещё в Средние века. Чтобы поверхность лежней не изнашивалась быстро, их обивали листовым железом. Позже, ..

Дополнительный поиск Рельсы Рельсы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рельсы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рельсы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа