Релятивизм

108

(от лат. Relativus — относительный) методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. Проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Р. — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к Агностицизму.

Р. Как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов. Из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей...» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. Характерны для античного Скептицизма. Обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. Философы 16—18 вв. (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль Р. Играет в идеалистическом Эмпиризме (Дж.

Беркли, Д. Юм. Махизм, Прагматизм, Неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием Субъективизма. Определённое влияние Р. Приобрёл на рубеже 19 и 20 вв. В связи с философским осмыслением революции в физике. Опираясь на метафизическую теорию познания, игнорируя принцип Историзма при анализе изменения научных знаний, некоторые учёные и философы говорили об абсолютной относительности знаний (Э. Мах, И. Петцольдт), о полной их условности (Ж. А. Пуанкаре) и т. П. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин писал. «...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (Полн.

Собр. Соч., 5 изд., т. 18, с. 139). Согласно диалектическому материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каждой относительной истине содержатся элементы абсолютной истины, что обусловливает развитие научного познания. Р. Как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистических течений в буржуазной философии истории (См. Философия истории). Отрицая объективность исторических знаний, некоторые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания, зависимость от определённых политических установок (см. Презентизм), что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Р.

Арон). Распространение принципа Р. На область нравственных отношений привело к возникновению этического Р., выражающегося в том, что моральным нормам придаётся крайне относительный, полностью условный и изменчивый характер. В разных исторических условиях принцип Р. Имеет различное социальное значение. В некоторых случаях Р. Объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматического мышления и косности. Чаще всего Р. — следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания утраты исторической перспективы в его развитии. Именно поэтому Р. Присущ ряду направлений современной буржуазной философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм). Лит. Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959.

Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971, гл. 2. Парамонов Н. 3., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973. Wein Н., Das Problem des Relativismus, В., 1950. Relativism and the study of man, ed. By Н. Schoeck and J. W. Wiggins, Princeton (N.Y.), 1961. Aron R., Introduction a la philosophie de l'histoire, nouv. Éd., [P., 1967]. Mandelbaum M. H., The problem of historical knowledge. An answer to relativism, N. Y., 1967. Н. П. Французова..

Значения в других словарях
Рельсоукладчик

путевая машина (См. Путевые машины), предназначенная для смены рельсов ж.-д. Пути. Базой машины служит четырёхосная платформа, по концам которой установлены 2 портала с размещенными на них стрелой, кабиной управления и электростанцией. По стреле перемещается тележка с механизмами передвижения и подъёма, к грузовым канатам которой подвешена траверса с клещами для захвата рельсов. Одновременно с пути снимаются 2 рельса и переносятся на роликовые транспортёры платформы, а новые рельсы с платформы ..

Рельсы

(англ. Rails, множественное число от rail — рельс, от лат. Regula — прямая палка, брусок, планка) стальные профилированные прокатные изделия в виде полос. Предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. Передвижных, поворотных и вращающихся конструкций. Первые металлические Р. Были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. Для руднич..

Релятивистская астрофизика

раздел астрофизики, в котором изучаются астрономические явления и небесные тела в условиях, для которых неприменимы классическая механика и закон тяготения Ньютона. К таким условиям относятся. Скорость движения, близкая к скорости света, чрезвычайно высокие значения давления и плотности энергии (достигающие или превышающие плотность массы покоя, умноженную на квадрат скорости света), а также гравитационного потенциала (близкие к квадрату скорости света). В основе Р. А. Лежат специальная и общая..

Релятивистская инвариантность

лоренцинвариантность, инвариантность (неизменность) законов природы относительно Лоренца преобразований (См. Лоренца преобразования), вытекающая из относительности теории (См. Относительности теория). Р. И. Выражает равноправие всех инерциальных систем отсчёта (См. Инерциальная система отсчёта). В силу Р. И. Уравнения, описывающие любые физические процессы, имеют во всех таких системах одинаковый вид. Р. И. Жестко ограничивает класс допустимых физических уравнений и поэтому играет фундаментальн..

Релятивизм

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. Relativus - относительный) - признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.. ..

Релятивизм

РЕЛЯТИВИЗМ (от латинского relativus - относительный>), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.. ..

Релятивизм

-а, м.. ..

Релятивизм

(от лат. Relatio - отношение). Учение об относительности всякого познания в зависимости от познающего субъекта. (Протатор. Человек есть мера всех вещей) или от законов сознания (Конт).(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Релятивизм

Относительность. ..

Релятивизм

М.Методологический принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно.. ..

Релятивизм

РЕЛЯТИВИ́ЗМ -а. М. [от лат. Relativus - относительный] Методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знаний и отрицании на этом основании возможности познания объективной истины. Современный р. Основываться на релятивизме.. ..

Релятивизм

-а, м. В философии. Методологическая позиция, сторонники к-рой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности. II прил. Релятивистский, -ая,-ое.. ..

Релятивизм

Релятивизма, мн. Нет, м. (от латин. Relativus - относительный) (науч.). 1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными (филос.). 2. Приверженность к "принципу относительности", к учению Эйнштейна.. ..

Релятивизм

См. Относительность.. ..

Релятивизм

(от лат. Relativus. ..

Релятивизм

— относительный — методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму.. ..

Релятивизм

(от лат. Relativus - относительный) - филос. Принцип интерпретации природных, социокультурных, мировоззренческих, когнитивных объектов в их отношении друг к другу и своему окружению. Р. Подчеркивает примат связи объектов над их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности над ее отдельными частями, развития над сохранением.Формулировка принципа Р. Впервые встречается у др.-греч. Софистов Протагора и Горгия, далее - в антич. И нововременном скептицизме, англ. Эмпириз..

Дополнительный поиск Релятивизм Релятивизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Релятивизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Релятивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 10 символа