Ритм

170

(греч. Rhythmós, от rhéo — теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). К пространственным искусствам это понятие применимо постольку, поскольку они предполагают развёртывающийся во времени процесс восприятия. Многообразие проявлений Р. В различных видах и стилях искусства, а также за пределами художественной сферы (Р. Речи, трудовых процессов и т. Д.) породило множество различных определений Р., в связи с чем слово «Р.» не обладает терминологической чёткостью. Среди определений Р. Можно наметить 3 основные группы. В самом широком понимании Р. — временна́я структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.

П. Р. Речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами. В музыке Р. — это её распределение во времени или (более узко) — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Такому описательному подходу противостоят точки зрения, признающие Р. Особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных. Но этому качеству они дают противоположные определения. Одна из них понимает Р. Как закономерное чередование или повторение и основанную на нём соразмерность. Идеал Р. — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома.

Эстетическое впечатление от таких ритмических движений объясняется «экономией внимания», облегчающей восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (например, при ходьбе). В речи автоматизация проявляется в тенденции к равной длительности слогов или промежутков между ударениями. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких), что приводит к отождествлению Р. С Метром (в музыке — с Тактом, музыкальным метром). Но именно в поэзии (см. Поэзия и проза) и музыке, где роль Р. Особенно велика, его чаще противопоставляют метру и связывают не с правильной повторяемостью, а с трудно объяснимым «чувством жизни», захватывающей силой устремления вперёд и т.

П. «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя» (В. В. Маяковский, «Как делать стихи»). В противоположность определениям Р., основанный на соизмеримости (рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь подчёркивается эмоциональная и динамическая природа Р., которая может проявляться и без метра (в ритмической прозе и свободном стихе (См. Свободный стих)) и отсутствовать в метрически правильных стихах. Эмоциональная (динамическая) и рациональная (статическая) точки зрения не исключают друг друга. Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения (ритмические переживания непосредственно связаны с мышечными ощущениями, а из внешних ощущений — со звуками, восприятие которых часто сопровождается внутренним воспроизведением).

Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим. Р. Переживается как смена эмоциональных напряжений и разрешений, которые при точных, маятникообразных повторениях исчезают. В Р., т. О., объединены статические и динамические признаки, но поскольку критерий ритмичности остаётся эмоциональным и, следовательно, в значительной мере субъективным, границы, отделяющие ритмичные движения от хаотичных и механических, не могут быть строго установлены, что делает законным и описательный подход, лежащий в основе многих конкретных исследований речевого и музыкального Р.

Чередование напряжений и разрешений (восходящих и нисходящих фаз) придаёт ритмическим структурам характер периодичности, что следует понимать не только как повторение определённой последовательности фаз (ср. Понятие Период колебаний), но и как её «закруглённость» (дающую повод к повторению) и завершённость, позволяющую воспринимать Р. И без повторений (ср. Понятие Период в риторике и музыке). Ритмическое впечатление может быть создано композицией в целом (Завязка и Развязка аналогичны восходящей и нисходящей ритмическим фазам), её делением на части (например, драмы антрактами). В отличие от этих композиционных членений к собственно ритмическому строению обычно относят более мелкие членения, связанные с такими физиологическими периодичностями, как дыхание и пульс, которые являются прообразами двух типов ритмических структур.

Сравнительно с пульсом дыхание ближе к эмоциональным истокам Р. И дальше от механической повторяемости. Его периоды обладают ясно воспринимаемой структурой и четко разграничены, но их величина, обычно соответствующая приблизительно 4 ударам пульса, легко отклоняется от этой нормы. В речи и музыке дыхание лежит в основе фразировки, определяя величину фразировочной единицы (Колона или, как её иногда называли в музыке, «ритма»), создавая паузы и естественную форму мелодической каденции (См. Каденция) (буквально «падения» — нисходящей фазы ритмической единицы), обусловленную понижением голоса к концу выдоха (повышение перед паузой выражает вопрос или незаконченность, позволяющую образовать сложные периоды).

Чередование мелодических повышений и понижений (каденций) образует «свободный, несимметричный Р.» без постоянной величины ритмических единиц, характерный для многих фольклорных форм (начиная с первобытных и кончая русской протяжной песней), григорианского хорала (См. Григорианский хорал) и др. Размеренность в таком мелодическом (интонационном) Р. Возникает благодаря присоединению пульсационной периодичности, что в особенности проявляется в песнях, связанных с телодвижениями (плясовых, игровых, трудовых). В пульсе повторяемость преобладает над оформленностью и разграниченностью периодов, завершение периода есть толчок, импульс, начинающий новый период, удар, по отношению к которому остальные моменты как неударные являются второстепенными и могут быть представлены паузой.

Пульсационная периодичность свойственна ходьбе, равномерным трудовым движениям, в речи и музыке она определяет Темп — величину промежутков между ударениями. Деление пульсацией первичных ритмико-интонационных единиц дыхательного типа на равные доли, порожденное усилением моторного начала, усиливает двигательные реакции при восприятии и тем самым ритмическое переживание. Т. О., уже на ранних стадиях фольклора песням протяжного типа противостоят «скорые» песни, производящие в большей степени ритмические впечатление. Отсюда известное уже в античности противопоставление Р. И мелодии (См. Мелодия), причём чистым выражением Р. Признаётся танец и музыка, исполняемая на ударных и щипковых короткозвучных инструментах.

В новое время ритмический характер также приписывается преимущественно маршевой и танцевальной музыке, а понятие Р. Чаще связывается с пульсом, чем с дыханием. Однако одностороннее преувеличение пульсационной периодичности приводит к механическому повторению и подмене чередования напряжений и разрешений равномерными ударами (тогда как для ритмического восприятия ряда ударов необходимы различия между ними, позволяющие объединять их в группы). На пульсации основана субъективная оценка времени и, следовательно, «рациональная», времяизмеряющая, или квантитативная, ритмика, характерная для эпох синкретического, но не фольклорного, а профессионального искусства, получившая классическое выражение в античности.

Соразмерность здесь обусловлена не физиологическими тенденциями, а эстетическими требованиями. Равенство временных величин становится частным случаем их пропорциональности, наряду с которым существуют другие «роды Ритма» (соотношения «арсиса» и «тезиса» — восходящей и нисходящей частей ритмической единицы) — 1. 2, 2. 3 и др. Пропорции в квантитативной ритмике достигают большой сложности, создавая как бы архитектуру во времени. Ведущая роль танца обусловлена не столько двигательной, сколько его пластической природой, обращенной к зрению, которое для ритмического восприятия в силу психофизиологических условий требует прерывистости движения, смены картин, длящихся определённое время. Именно таким был античный танец, Р.

Которого заключался в смене танцевальных поз («схем»), разделённых «знаками» или «точками» (греч. «семейон» имеет оба значения). Удары в квантитативной ритмике — не импульсы, а границы сопоставляемых по величине отрезков, на которые делится время. Восприятие времени сближается здесь с пространственным, а понятие Р. — с симметрией. Подчинение временных соотношений определённым заданным формулам, отличающее танец от любых других движений, переносится и на жанры, непосредственно с танцем не связанные (например, эпос), где словесный текст укладывается в предустановленные стиховые формулы. Благодаря различиям слогов по длительности стиховой текст становится мерой (метром) для Р., но только как последовательность долгих и кратких слогов.

Собственно Р. («течение») стиха, деление на арсисы и тезисы и определяемая ими акцентуация, не связанная со словесными ударениями, относится к музыкально-танцевальной стороне синкретического искусства. На античную ритмику опираются представления о Р. Как о стройности и размеренности и о метре как о проявлении Р. На речевом материале. Последнее неверно уже по отношению к античности, знавшей свободный (неметрический) речевой Р. Ораторской прозы. Возникшие в конце античности чисто речевые стихи, основанные на словесных ударениях, также получили название «ритмов» в отличие от квантитативных «метров». В «ритмическом» стихосложении (См. Стихосложение), достигшем полного развития в новое время, проявляется третий (после интонационного и квантитативного) тип Р.

— акцентный, свойственный поэзии и музыке, отделившимся друг от друга и от танца. Развивающиеся на фоне «искусственной» «книжной» прозы (а не устной речи, как метрическое стихосложение) новые стиховые системы подчёркивают динамическую и эмоциональную стороны Р. Стиховые размеры регулируют акцентные импульсы, а не временные соотношения. При этом свобода и разнообразие Р. Ценятся выше его «правильности» (подчинения правилам стихосложения). В реальном звучании предписанная правилами схема стиха взаимодействует с разнообразными акцентами и членениями текста, и это допускаемое в рамках схемы разнообразие играет доминирующую роль и в качестве собственно Р. Стиха обычно противопоставляется его метру. Так, в силлаботоническом стихосложении, метр которого устанавливает правильное чередование сильных и слабых слогов, ритмическое разнообразие достигается тем, что в определённых условиях словесные ударения могут быть не на каждом метрическом ударении, а иногда приходятся и на метрически слабый слог.

Дальнейшее разнообразие создаётся размещением словоразделов, синтаксических пауз и фразовых акцентов. Аналогичное противопоставление Р. И метра возникает и в отделившейся от стиха музыке. Музыкальный метр представляет собой идеальную схему чередования сильных и слабых ударений, с которой реальная акцентуация может расходиться в большей степени, чем в стихах (см. Синкопа). На фоне этой схемы ритмическое разнообразие создают музыкально-смысловые акценты и членения. Сюда относятся. Фразировка (поскольку музыкальный метр в отличие от стиховых не предписывает деления на строки, музыка в этом отношении ближе к прозе, чем к стихам) и группировка тактов (см. Бетховенские указания «Р. Из 3 тактов», «Р. Из 4 тактов»). Заполнение такта нотами различной длительности, ритмический рисунок (к которому сводят понятие Р.

Многие учебники элементарной теории музыки). В акцентной ритмике нового времени соотношения длительности теряют самостоятельное значение и становятся одним из средств акцентуации (более долгие звуки выделяются по сравнению с короткими). При этом нотные обозначения величин, образующих ритмический рисунок, указывают не реальные длительности, а доли такта, которые в музыкальном исполнении растягиваются и сжимаются в весьма широких пределах. В музыке 20 в. Наблюдается тенденция к большей стабильности временных соотношений, что приводит к возрождению некоторых черт квантитативной ритмики. Эта тенденция подкрепляется кино и звукозаписью, где длительность может быть выражена в пространственном измерении — в метрах киноплёнки или магнитофонной ленты.

Р. В пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску. Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространственных членений и пр. Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или острой экспрессии художественного образа, чёткости восприятия произведения зрителем.

Лит. Серов А. Н., Ритм как спорное слово. Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892. Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, в. 1 — Материалы по музыкальной ритмике, М., 1907. Бюхер К., Работа и ритм, пер. С нем., М., 1923. Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки зрения, в его книге. Сб. Ст., Л. — М., 1925. Томашевский Б., О стихе. Статьи, Л., 1929. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974. Lussy М., Le rythme musical, Р., 1883. Sievers E., Rhythmisch-melodische Studien, Hdlb., 1912. Forel O. L., Le Rythme. Étude psychologique, Lpz., 1920. DumesniI R., Le rythme musical, 2 éd., P., 1949. Vorträge und Verhändlungen zum Problemkreise Rhythmus, «Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft», Stuttg., 1927, Bd 21, Н.

3. См. Также лит. При ст. Метр. М. Г. Харлап (ритм в музыке и стихе)..

Значения в других словарях
Ритардандо

(итал. Ritardando, буквально — замедляя, задерживая. Сокращенно rit.) в музыке, обозначение постепенного замедления темпа. Равнозначно Раллентандо.. ..

Ритенуто

(итал. Ritenuto, от ritenere — задерживать. Сокращенно rit.) в музыке, обозначение замедления темпа. В отличие от Ритардандо Р. Распространяется лишь на немногие такты.. ..

Ритмика

(от греч. Rhythmikós—относящийся к ритму) 1) теория Ритма. 2) Совокупность ритмических особенностей определённого языка, поэзии, музыки или определённого стиля, художественных произведений какого-либо автора (индийская Р., Р. Барокко, А. С. Пушкина, Л. Бетховена и т. П.). 3) Раздел стиховедения (См. Стиховедение), в котором, в отличие от метрики (См. Метрика), устанавливающей правила построения стиха, изучается разнообразие конкретных форм стиха в пределах одного и того же правильного размера ..

Ритмическое деление

деление музыкальной длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. Д. — деление на две части. Целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. Д., а также деление трёхдольных длительностей на три части. Целой ноты с точкой на три половинные, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. Д. Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление основных длительностей на различное число равных долей, не отве..

Ритм

РИТМ (греч. Rhythmos - от rheo - теку),1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. П.), происходящее с определенной последовательностью, частотой. Скорость протекания, совершения чего-либо.2) В музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. В музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. См. Также Ритмический рисунок.3) В стихе - а) общая упорядочен..

Ритм

РИТМ (греческое rhythmos, от rheo - теку), 1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой. Скорость> протекания, совершения чего-либо. 2) В музыке временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. В музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. 3) В стихе. А) общая упорядоченность звукового строения сти..

Ритм

(в поэзии) — см. Стихосложение.. ..

Ритм

Временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временнх и пространственных величин. В музыке понятие ритма употребляется в двух смыслах. В общем смысле термин относится ко всем временн м параметрам музыки, в отличие от других ее параметров, характеризующих звуковой поток и факторы его ..

Ритм

(греч. Rhythmos). В музыке. Особого рода тактовое распределение. В поэзии и риторике. Размер стиха или фразы. Благозвучие, состоящее в стройной последовательности долгих и коротких слогов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Rhythmos. Мера в музыке.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)правильный размер, подчиненная известным законам смена по..

Ритм

• бешеный ритм. ..

Ритм

Темп. Биение пульса, хук, чередование, сердцебиение, каданс, такт, размеренность, брахикардия, пульс, ход. ..

Ритм

Активный, артистический, бешеный, бойкий, буйный, быстрый, важный, веселый, виртуозный, выразительный, вялый, гармонический, гармоничный, грациозный, дружный, единый, живой, завораживающий, задорный, изломанный, импульсивный, капризный, ладный, легкий, лихорадочный, медленный, мерный, монотонный, напряженный, непривычный, неровный, нетвердый, неторопливый, неуловимый, однообразный, плавный, привычный, пульсирующий, рабочий, размеренный, регламентированный, ровный, скачущий, согласованный, сонный..

Ритм

М. Греч. Мера, в музыке или в поэзии. Мерное ударенье, протяжка голосом, распев.. ..

Ритм

М.1) а) Равномерное чередование каких-л. Элементов (звуковых, двигательных и т.п.), присущее действию, течению, развитию чего-л.б) Размеренный, налаженный каким-л. Образом ход, протекание чего-л.2) перен. Согласованность элементов в художественном произведении как средство создания его композиции.. ..

Ритм

РИТМ -а. М. [греч. Rhythmos]. ..

Ритм

-а, м. I. Равномерное чередование каких-н. Элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. Стиха. Р, движений. Чувство ритма. Сердечный. 2. Перен. Налаженный ход чего-н., размеренность в протекании чего-н. Р. Работы, производства. Р. Жизни. Войти в рабочий р. II прил. Ритмический, -ая, -ое и ритменный, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Ритм

Ритма, м.(греч. Rhythmos). Равномерное чередование каких-н. Элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Ритм танца. Ритм движений. Ритм русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Ритм работы. Законы ритма.. ..

Ритм

Заимств. В XIX в. Из франц. Яз., где rythme <. Лат. Rhythmus, переоформления греч. Rhythmos «размеренность, такт». В первой половине XIX в. Отмечалась форма рифм. См. Рифма.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Ритм

Французское – rythme (ритм).. ..

Ритм

Род. П. -а. Из франц. Rythme, м., от лат. Rhythmus, греч. Ῥυθμός.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Ритм

РИТМ - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. Стук маятника или удары пульса ритмичны. В них мы имеем, во-первых, единицы, т. Е. Определенные (отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные) явления (стук, удар), во-вторых - соизмеримость, однородность этих единиц (удар однокачественен с ударом), в-третьих - повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых - упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, - чувственную ощутимость, возмо..

Ритм

РИТМ (от греч. Ῥυθμός — соразмерность, стройность) — мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, в танце и в метрическом стихе. Внутренние законы Р. Для этих искусств (периодичность и кратность) — едины, материя же ритмообразования различна, чем и определяется микроструктура ритмов музыкального и стихотворного. Всякий правильный ритмический процесс двойственен. С одной стороны, он расчленяется. ..

Ритм

- (от. Греч. Rhythmos - соразмерность). ..

ритм

(греч. Rhythmó s, от rhé х – теку) в изобразительном искусстве, особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или периодическое повторение каких-либо частей (в архитектуре – колонн, арок, декоративных элементов. В скульптуре – чередование объёмов и пустот. В живописи – фигур и предметов, цветовых пятен и линий, освещённых и затемнённых мест и т. д.). Ритм усиливает выразительность художественного образа, будучи плавным, круговым (Рафаэль, Андрей Рублёв)..

Ритм

(греч. Rytmos, от reo - теку) - воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Многообразие проявлений Р. В разл. Видах и стилях иск-в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. Сферы (Р. Речи, ходьбы, трудовых процессов и т. Д.) породило множество зачастую противоречащих друг другу определений Р. (что лишает это слово терминологич. Чёткости). Среди них можно наметить три нерезко разграниченные группы.В самом широком понимании Р. - временнбя с..

Ритм

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так. «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразитель..

Ритм

Повторяемость, чередование архитектурных элементов здания. Задается расположением колонн, аркад, проемов, скульптур и т. П.. ..

Ритм

Регулярное повторное возникновение модели событий, особенное однородной системой тактов, ударений или группируемых последовательностей. Ритм и ритмические структуры важны как мнемонические средства. Например, распространенный 7-значный телефонный номер обычно кодируется ритмично как " (пауза) " или " (длинная пауза) " (короткая пауза) ".. ..

Ритм

(в осадконакоплении) — более или менее равномерное повторение одинаковых или весьма близких условий седиментации, приводящее к накоплению ритмически слоистых отложений. Каждому повторению отвечает закономерное сочетание (смена) г. П. Такие асс. Г. П. Часто именуются циклами (если они имеют относительно большую мощн.) или ритмами (при малой мощн.). Однако поскольку ритм — это размерность, характер повторения, но не сама повторяющаяся единица, то Вассоевич рекомендует именовать ритм многослоем или..

Ритм

(от греч. Rhythmos - соразмерность, стройность) в архитектуре одно из важнейших средств архит. Композиции, при помощи к-рого достигаются необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Р. Создаётся чередованием разл. Элементов и членений, к-рые могут метрически повторяться или располагаться в нарастающем или убывающем порядке при решении конкретных композиц. Задач. ..

Ритм

(от греч. Rheein – течь, стремиться) – согласно Клагесу, возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного. Явление ритма сначала наблюдалось в области музыки и танцев, но здесь постоянно смешивалось с тактом, а затем было познано как форма выражения жизни вообще. «Все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими» (Klages. Graphologie). См. П..

Ритм

(греч. Rhythmos). ..

Дополнительный поиск Ритм Ритм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ритм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ритм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 4 символа