Сектантство

199

IСекта́нтство религиозное (лат. Secta — школа, учение, от sequor — следую), общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в Буддизме, Исламе, Иудаизме, христианстве (См. Христианство) и других религиях и находящихся в оппозиции к ним. С. Возникло как форма демократического движения, выражавшего в религиозной оболочке социальный протест против господствовавшего строя, но в ходе общественного развития переродилось в своеобразные буржуазные церкви (на Западе — преимущественно протестантские, см. Протестантизм), играющие глубоко реакционную роль в современном обществе. Религиозная секта в докапиталистических формациях — вид социальной общности, которая сплачивала верующих на основе равенства, единства чувств, убеждений и борьбы (облекавшейся в религиозные формы) с господствующими классами.

Секты обычно не имели своего аппарата духовной власти, общеобязательных догматических систем, устойчивой обрядности. В мессианских сектах, распространённых в Римской империи в первые века н. Э., формировалось христианство как религиозно-общественное движение рабов и других бесправных слоев населения, которое после ряда модификаций стало государственной церковно-организованной религией. Позднее, в средневековье, от христианской церкви отделялись секты, ставшие ей враждебными и влившиеся в Западной Европе в период Реформации (См. Реформация) в народное движение, которое положило конец безраздельному господству Католицизма. В других религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей религии оппозиционных направлений, выражавших стихийный социальный протест народных масс против классовой эксплуатации и иноземного господства.

Так, секты Брахманизма отражали недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях образования классовых государств. Ранние секты иудаизма (Ессеи, Сикарии и др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным гнётом римской и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального неравенства. Антифеодальными по своей социальной направленности были секты исмаилитов (См. Исмаилиты), карматов (См. Карматы), хариджитов и др. В средневековом исламе. Ваххабитов (См. Ваххабиты), махдистов (см. Махди), бабидов (см. Бабизм) — в исламе нового времени. Саббатиан, франкистов, хасидов — в иудаизме нового времени. Однако в силу ограниченности С. Как религиозные формы социального протеста, разнородности поначалу объединяемых в нём элементов в ходе исторического развития сами секты перерождаются, в них выявляются внутренние противоречия, происходит «оцерковление» С.

Эволюция социальной роли С. И его форм зависела от путей развития капитализма в отдельных регионах и странах, от сохранения больших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политическом строе и общественном сознании. Так, в общественно-экономических условиях России 18 — 2-й половине 19 вв. С. Продолжало оставаться выражением политического протеста, в то время как в развитых капиталистических странах Запада оно всё меньше играло роль демократического движения, всё больше эволюционируя в буржуазно-протестантские церкви. Секты, приспособившиеся на З. К новым условиям, представляют собой разновидность буржуазно-протестантских церквей. В области религиозных воззрений ряд сект широко проповедует эсхатологию (См.

Эсхатология), Хилиазм (Адвентисты, Иеговисты), мистико-экстатические формы культа (Пятидесятники). Наиболее распространёнными формами С. (точнее, «оцерковленных» сект) во 2-й половине 20 в. В Европе и Америке являются. Методисты, Баптисты, Квакеры, адвентисты, пятидесятники, иеговисты («свидетели Иеговы»). В развитых капиталистических странах С., отвлекающее народные массы от политической борьбы, подменяющее социальный протест религиозным утешением, имеет реакционный характер. В колониальных и зависимых странах в ряде случаев С. Переплетается с народно-освободительной борьбой против колониализма. Так, в Южном Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играли сложившиеся после 2-й мировой войны 1939—45 «синкретические секты», сочетающие некоторые черты христианства, буддизма и даосизма.

Сектантству в России предшествовали антифеодальные еретические движения 14—16 вв. (см. Ереси). После возникновения во 2-й половине 17 в. Раскола в конце 17 в. Появляется секта христововеров (хлыстов (См. Хлысты)). Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатическим культом. Т. Н. Священные, а тем более церковные книги были отвергнуты. Наиболее крайним крылом христововерия явилась секта скопцов (См. Скопцы), появившаяся в конце 18 в. И проповедовавшая крайний аскетизм. В 60-х гг. 18 в. Из рядов христововерия вышло учение «духовного христианства», которое вскоре после своего возникновения разделилось на две группы. Духоборы и Молокане. «Духовное христианство» звало к устроению на земле «царства божия», основанного на равенстве людей и общности имуществ.

Социальных принципов «духовного христианства» наиболее последовательно придерживались духоборы. Молокане в основу своего учения клали Библию, в толковании которой у них имелись элементы рационализма. В начале 19 в. В их среде выделился «донской толк», пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. Появилось в молоканстве течение, придерживавшееся идей утопического социализма. В 30—50-х гг. 19 в. Из молокан выделились Прыгуны. В середине 19 в. На юге Украины возник штундизм в виде ряда сект, близких к баптизму. В 80—90-х гг. 19 в. В среде духоборов, расселённых в Закавказье, произошёл раскол на «Большую партию», объединявшую трудовые низы духоборов, и «Малую партию», состоявшую преимущественно из зажиточных элементов.

В результате преследований церкви и царизма, особенно суровых по отношению к духоборам, значительная часть их была вынуждена эмигрировать в Канаду в 1898—1900. При всём различии между собой учений и культа рус. Религиозных сект их объединял до крестьянской реформы 1861 протест против порабощения человека человеком. Отсюда значение, которое было придано в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными силами осуществить «царство божие» на земле. Всем этим идеология С. Обязана была крестьянскому демократизму своих участников. Развитие капиталистических отношений в пореформенный период сопровождалось оживлением религиозных настроений и исканий. Но новые условия общественного развития привели к кризису всех направлений С.

Идея «царства божия» на земле уступила идее «небесной отчизны». Этика «добрых дел» как средство достижения и осуществления идеала «справедливости» сменялась учением о всесилии божественного промысла, об извечной предопределённости человеческих судеб. С конца 60-х гг. 19 в. В Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в. — адвентизм. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых районов — Украины, Юга России, Прибалтики. Позднее в северо-западных и центральных губерниях распространяется разновидность баптизма — Евангельские христиане. В дореформенных сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церковный строй и придающие своим учениям характер догматических систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелического исповедания в молоканстве).

Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религиозными течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими социальный протест демократических элементов. Они стали просто небольшими религиозными организациями, конкурировавшими с православной церковью, а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и государственные преследования сектантов в дореволюционной России содействовали сохранению о них представления в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В конце 19 — начале 20 вв. Появились различные секты, проповедовавшие религиозное Трезвенничество. Накануне Октябрьской революции 1917 в России было до 1 млн. Сектантов, из них до 200 тыс. Баптистов, евангельских христиан, адвентистов.

Руководители С. Встретили Октябрьскую революцию враждебно, боролись против Советской власти в годы Гражданской войны 1918—20. Некоторые секты оказывали сопротивление коллективизации сельского хозяйства, выступали против многих мероприятий социалистические государства. Религиозное изуверство, проявлявшееся в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено законом. Отделение церкви от государства и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские организации в равное положение со всеми религиозными культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в середине 20-х гг.

Заявили о лояльном отношении к Сов. Власти. Численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюционным временем резко снизилась. Дореформенные секты, как и их позднейшие разновидности — молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли основную массу последователей. Наблюдавшийся в начале 40 — начале 50-х гг. Рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты «Общество свидетелей Иеговы» (преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии), затем приостановился. В социально-демографической структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии. По сравнению с 20-ми гг. Численность молодёжи снизилась вдвое.

Также вдвое уменьшилась доля мужчин. Среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в общественно-производительном труде. Хотя в современном С. И идёт процесс модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. Законов и т. Д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению современных сов. Людей, в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от «мирской» жизни, психология избранничества. Для идейного развития советского общества закономерным является постоянный отход населения от всех форм религиозного мировоззрения, в том числе от С. Социалистические революции в других странах Европы и Азии подорвали социальные корни религии и С.

Однако в ряде социалистических стран С. Является и ныне одним из наиболее живучих религиозных пережитков. В целом же постоянно сокращается число сектантов, уменьшается контингент молодёжи в сектах, значительная часть последователей современных сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производительном труде, преимущественно женщины. Лит. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества, в. 1—5, 7, СПБ, 1908—16. Путинцев Ф., Кабальное братство сектантов, М. — Л. 1931. Его же Политическая роль и тактика сект, М., 1935. Бонч-Бруевич В. Д., Избр. Соч., т. 1 — О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959. Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты), М., 1967.

Танчер В. К., Лекционная пропаганда среди сектантов, М., 1967. Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. — 1917 г.), М., 1965. Его же, Религиозное сектантство и современность, М., 1969. Его же, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, М., 1973. Его же, Из мира религиозного сектантства. М., 1974. Настольная книга атеиста, 3 изд., М., 1974. Грекулов Е. Ф., Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке. За 1922-1972 гг., М., 1974. А. И. Клибанов.IIСекта́нтство в рабочем движении, обособление, отрыв революционных организаций и партии от трудящихся масс вследствие ошибочных идейно-политических установок, главным образом левацкого и догматического характера.

Возникновение С. В рабочем движении относится к 1-й половине 19 в. В то время С. Еще представляло собой специфическую форму протеста против капитализма и было связано с различными течениями утопического социализма и коммунизма (среди них. Во Франции — бабувисты, бланкисты, последователи Сен-Симона и Фурье, прудонисты. В Германии — «истинные социалисты», вейтлингианцы. В Великобритании — оуэнисты и др.). «Сумбурность», свойственная социалистическому движению на его ранней стадии, «. Проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом» (Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.

22, с. 478). Научный коммунизм с самого начала провозгласил принципиальное отрицание всякого С. «Коммунисты, — говорилось в «Манифесте Коммунистической партии», — не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям, У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение» (Маркс К. И Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 437). Удар, нанесённый домарксовским формам социализма революциями 1848—49, подорвал позиции многочисленных сект в европейском рабочем движении. Решающий шаг к преодолению С. Этого типа был сделан с основанием 1-го Интернационала (1864). Его история была непрерывной борьбой Генерального совета против тех или иных сект, которые стремились упрочиться внутри самого Интернационала.

Прудонистов (мютюэлистов) во Франции, лассальянцев в Германии и особенно анархистов-бакунистов (главным образом в Италии, Испании, Швейцарии). Эта борьба привела к утверждению марксизма в социалистическом рабочем движении, 2-й Интернационал (основан в 1889) в целом стал на позиции марксизма. К тому времени, однако, в марксистском социалистическом движении обнаружились признаки нового С., связанного с доктринёрским искажением марксизма (что отчасти было реакцией на усиление реформистско-оппортунистических тенденций во 2-ом Интернационале и его секциях), Сектантские тенденции временами явственно обнаруживались в гедистской Рабочей партии (Франция). Сектантские элементы, не пользовавшиеся, правда, серьёзным влиянием, действовали в Социал-демократической партии Германии (В.

Гассельман, И. Мост). Сектантскую линию проводили Социал-демократическая федерация в Великобритании и Социалистическая рабочая партия (См. Социалистическая рабочая партия США) в США. Энгельс подверг резкой критике обе эти организации за то, что они превратили теорию Маркса «. В окаменелую ортодоксию...» (см. Письмо Зорге Ф. А., 12 мая 1894, там же, т. 39, с. 207). Он настойчиво советовал англо-американским социалистам вытравить узкий и заскорузлый сектантский дух, слиться с рабочим движением. Этим замечаниям придавал исключительно большое значение В. И. Ленин, которому приходилось постоянно вести борьбу против С. В русском социал-демократическом движении (против «кружковщины» и местничества в конце 1890 — начале 1900-х гг.

Против меньшевистского и полуменьшевистского доктринерства во время и после Революции 1905—07 в России, а также против «отзовистов» и «ультиматистов» — этих ликвидаторов наизнанку — в годы реакции), После Октябрьской революции 1917 в России, в обстановке подъёма революционного рабочего движения в ряде стран, проблема борьбы против С. Приобрела ещё большую остроту и масштабы. Помимо рецидивов прежнего С. (например, оживление анархистских течений), возникли сектантские течения в молодых коммунистических партиях. В большевистской партии носителями С. Были «Левые коммунисты», троцкисты. Наибольшую опасность приобрёл в этот период Троцкизм, пытавшийся ревизовать генеральную линию коммунистического движения. В компартиях Запада тенденция к С.

Была связана также с тем, что В. И. Ленин назвал «детской болезнью «левизны» в коммунизме». Преувеличенным «революционаризмом», отрицанием компромиссов, отказом от участия в парламентской деятельности, от работы в реформистских профсоюзах и т. Д. Коммунистический Интернационал оказывал большую помощь молодым коммунистическим партиям в преодолении левосектантских ошибок. Однако в коммунистическом движении и позже возникали элементы сектантства, выражавшиеся, например, в искажении ленинской политики единого фронта, в оценке социал-демократии как «умеренного крыла фашизма» и т. Д. Эти ошибки особенно распространились после 6-го конгресса Коминтерна (1928) в ходе практического применения тактики «класс против класса».

С конца 20-х до середины 30-х гг. С. Стало в некоторых компартиях капиталистических стран «укоренившимся пороком» (Г. Димитров). Крупный шаг к преодолению С. В коммунистическом движении был сделан 7-м конгрессом Коминтерна (1935), обогатившим на основе уже имевшегося к тому времени опыта стратегию и тактику единого рабочего фронта и выдвинувшим программу создания народного фронта (См. Народный фронт) против фашизма и войны. Решения 7-го конгресса наметили широкую, свободную от сектантской ограниченности платформу единства рабочего класса и всех демократических сил. Политика народного фронта, а затем участие коммунистов в организации антифашистского Движения Сопротивления (См. Движение Сопротивления) и руководстве им во время 2-й мировой войны 1939—45 содействовали укреплению авторитета компартий и изживанию ими сектантских тенденций.

В послевоенные годы победа социалистических революций в ряде стран Европы и Азии, вовлечение в мировой революционный процесс многомиллионных непролетарских масс и дальнейшее развитие коммунистического движения вширь сопровождались новыми проявлениями С., отчасти обусловленными политической неопытностью некоторых молодых участников революционного движения, а отчасти — влиянием мелкобуржуазного революционаризма и национализма. В начале 60-х гг. Руководство компартии Китая (КПК) выступило с позиций «левого» оппортунизма и национализма против линии международного коммунистического движения, разработанной совместно коммунистическими и рабочими партиями, включая КПК, и выдвинуло свою особую идейно-политическую платформу, служащую его великодержавно-националистическим целям.

Потерпев неудачу в попытке навязать эту платформу коммунистическому движению, оно повело прямую борьбу против марксистско-ленинских партий и стало создавать или поощрять создание раскольнических маоистских «партий» и групп в др. Странах, всё более смыкаясь в борьбе против коммунистического движения, Советского Союза и других стран социалистического содружества с самыми реакционными империалистическими силами (см. Маоизм). Сектантские тенденции проявили себя также в виде различных неотроцкистских, анархистских, анархо-синдикалистских и прочих ультралевых движений (особенно в Латинской Америке). Международное коммунистическое движение выступает против всех видов С. В теории и практике революционной борьбы.

Международное совещание коммунистических и рабочих партий 1969 подчеркнуло стремление коммунистов «. Последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328—29). Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4. Маркс К., [Письмо Ф. Больте. 23 нояб. 1871], там же, т. 33. Энгельс Ф., [Письмо А. Бебелю. 20 июня 1873 г.], там же. Его же, [Письмо Ф. Зорге, 12 мая 1894], там же, т. 39. Его же, К истории первоначального христианства, там же, т.

22. Ленин В. И., Предисловие к русскому переводу книги «Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. К Ф. А. Зорге, и др.», Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 15. Его же, О революционной фразе, там же, т. 35. Его же, О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности, там же, т. 36. Его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41. Брежнев Л. И., КПСС в борьбе за единство всех революционных и миролюбивых сил, М., 1972. Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма. Избр. Произв., т. 1, М. 1957. Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк, М., 1969. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969. А.

Б. Бебер..

Значения в других словарях
Сект

(Seeckt) Ханс фон (22.4.1866, Шлезвиг, — 27.12.1936, Берлин), германский военный и политический деятель, генерал-полковник. В армии с 1885. Окончил Военную академию (1899). Во время 1-й мировой войны 1914—18 начальник штаба 4-й армии (1914—15), 11-й армии (1915), групп войск, действовавших против Сербии (1915—16), Румынии (1916) и России (1917). С декабря 1917 до конца войны начальник Генштаба турецкой армии. В 1919—20 начальник войскового управления (фактически Генштаба, который был запрещен Ве..

Сект Ханс фон

Сект (Seeckt) Ханс фон (22.4.1866, Шлезвиг, ‒ 27.12.1936, Берлин), германский военный и политический деятель, генерал-полковник. В армии с 1885. Окончил Военную академию (1899). Во время 1-й мировой войны 1914‒18 начальник штаба 4-й армии (1914‒15), 11-й армии (1915), групп войск, действовавших против Сербии (1915‒16), Румынии (1916) и России (1917). С декабря 1917 до конца войны начальник Генштаба турецкой армии. В 1919‒20 начальник войскового управления (фактически Генштаба, который был запрещ..

Сектантство (в рабочем движении)

Сектантство в рабочем движении, обособление, отрыв революционных организаций и партии от трудящихся масс вследствие ошибочных идейно-политических установок, главным образом левацкого и догматического характера. Возникновение С. В рабочем движении относится к 1-й половине 19 в. В то время С. Еще представляло собой специфическую форму протеста против капитализма и было связано с различными течениями утопического социализма и коммунизма (среди них. Во Франции ‒ бабувисты, бланкисты, последователи С..

Сектантство (религ.)

Сектантство религиозное (лат. Secta ‒ школа, учение, от sequor ‒ следую), общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве. ..

Сектантство

СЕКТАНТСТВО религиозное - обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны. Адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.. ..

Сектантство

СЕКТАНТСТВО религиозное, термин>, первоначально применявшийся церковными деятелями, а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений, возникавших в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектанства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Известны. Адвентисты>, баптисты (смотри Баптизм>), духоборы>, молокане, пятидесятники, хлысты и др.. ..

Сектантство

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения. Поэтому можно сказать. "Секта ариан состояла из таких-то лиц" и "Секта ариан учила, что Сын Божий сотворен", и, с другой стороны. "Ересь ариан состояла в признании Сына Божия творью", "Ереси арианской ..

Сектантство

-а, ср.. ..

Сектантство

1) отпадение от господствующей церкви с переходом отпавшего в как.-л. Секту (см.). 2) вообще узкая кружковщина.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)Отпадение от господствующей церкви и образование особой секты.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)в тесном смысле. Образование сект, отпадение отдельных групп от к.-н. Церкви. В широком смысле - партийность во всяком деле, кружковщина, мелоч..

Сектантство

Вероисповедание. ..

Сектантство

Ср.1) а) Общее название религиозных объединений (сект), отколовшихся от господствующей церкви.б) перен. Разг. Узость и замкнутость взглядов людей, ограничивающихся своими мелкими групповыми интересами.2) Поведение, образ действия сектанта.. ..

Сектантство

СЕКТА́НТСТВО -а. Ср.. ..

Сектантство

-а, ср. 1. Общее название отделившихся от господствующей церкви религиозных течений, противоборствующих ей и образующих отдельные секты (в1 знач.). Христианское с. Идеологи сектантства. 2. Перен. Общественная замкнутость и узость во взглядах, свойственные людям, ограничивающимся своими мелкими групповыми интересами (книжн. Неодобр.).. ..

Сектантство

Сектантства, мн. Нет, ср. (книжн.). 1. Принадлежность к сектам, деление на секты, религиозное движение лиц, отколовшихся от господствующей церкви. Православная церковь жестоко преследовала сектантство. || собир. Сектанты. 2. Перен. Догматизм, узость, доктринерство, общественная замкнутость, свойственная секте (см. Секта во 2 знач. Неодобрит.).. ..

Сектантство

Группа лиц - акторов политического процесса, замкнувшихся в своих узких интересах.. ..

Сектантство

— термин первоначально применялся церковными деятелями, а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений, возникших в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям. В ряде случаев преследовалось со стороны государства и официальной церкви, приобретало черты фанатизма и экстремизма.. ..

Сектантство

1.религиозное (лат. Secta - школа, учение, от sequor - следую) - наиболее характерная для эпохи средневековья форма демократич. Движения, выражавшего в религ. Оболочке социальный протест против господствовавшего строя. С ходом общественного развития С. Перерождается в своеобразные бурж. (на З. - преим. Протестантские) церкви, играющие глубоко реакц. Роль в совр. Обществе. Религ. Секта в докапиталистич. Формациях - вид социальной общности, характеризующейся сплочением верующих на началах равенств..

Сектантство

(лат. Secta - школа, учение) - первоначально протестантские объединения и группы, отделившиеся от официальных и господствующих церквей начиная со втор. Пол. 16 в. С. Формировалось как демократическое антиклерикальное движение, которое отстаивало независимость церквей-общин, состоящих лишь из "заново рожденных" людей, от светской власти. Оно стремилось воссоздать подлинную "апостольскую" веру, сделав особый акцент на миссионерском долге каждого верующего. В рамках общей типологии конкретные секты..

Дополнительный поиск Сектантство Сектантство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сектантство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сектантство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа