Сектантство
(лат. Secta - школа, учение) - первоначально протестантские объединения и группы, отделившиеся от официальных и господствующих церквей начиная со втор. Пол. 16 в. С. Формировалось как демократическое антиклерикальное движение, которое отстаивало независимость церквей-общин, состоящих лишь из "заново рожденных" людей, от светской власти. Оно стремилось воссоздать подлинную "апостольскую" веру, сделав особый акцент на миссионерском долге каждого верующего. В рамках общей типологии конкретные секты заметно различались по своим социальным и вероисповедным установкам, отразившим специфику исторических условий, в которых они возникали и развивались. Если, напр., баптисты довольно быстро вписались в систему государственного правопорядка, то менониты и квакеры решительно отказывались брать в руки оружие (см.
Пацифизм религиозный) и подвергались постоянным гонениям. В ту пору термин "секта" употреблялся в обличительном смысле и самими "сектантами" отвергался. Сегодня, когда большинство прежних "сект" модифицировалось в легальные, респектабельные церкви, за ними сохранилось преимущественно то же название.В России С. Появляется во втор. Пол. 17 в. Среди тех крестьян, которые раньше др. Втягивались в рыночные отношения (оброчные, арендаторы, однодворцы и т.п.), и людей свободных профессий (ремесленники, кустари, торговцы, перекупщики, прислуга). Для них было характерно растущее мироощущение предпринимательской независимости и индивидуализма, определившего позитивное содержание и приоритеты сектантского вероучения. Претензиям православной церкви на роль непременного посредника в деле спасения сектанты противопоставляли формулу "человек есть храм Божий", церковной иерархии - демократизм религиозных сообществ, казенному Богу - своего "живого" мужицкого Бога, в котором видели единственного защитника.
Хотя в России религиозно-общественные движения не достигли размаха, сопоставимого с зап. Реформацией, С. Представляет собой неотъемлемый компонент становления самобытной российской культуры, для которой характерна нараставшая антиклерикальная оппозиция.Первая форма С. В России - христоверие ("хлыстовщина"), для которого было характерно пантеистическое представление о Христе как простом человеке, исполнившемся "духом Божиим". Причем, утверждали они, Бог может одновременно воплотиться во многих людях, получивших небесный дар. Отсюда ключевая заповедь "Святому Духу верьте!". Др. Ведущий мотив - аскетизм, не только духовный, но и физический, нашедший свое крайнее выражение в изуверских обрядах скопцов, появившихся во втор.
Пол. 18 в.К этому времени относится и появление "духовного христианства", представленного духоборами и молоканами. Духоборы стремились полностью порвать с официальной церковью. "Церковь не в бревнах, но в ребрах", - учили они и формулировали положение, достойное быть эпиграфом ко всему "духовному христианству". Человек "есть чудное, дивное творение Божие". Они были воодушевлены идеей построения "царства Божиего" на земле - Духобории. Эту идею постигла участь подобных утопий. Имущественное расслоение, выделение сектантского "клира", правителей- самодуров, озабоченных дележом народного добра и подражанием имперскому величию.Молокане также отрицали православную священническую иерархию и обрядность, проповедовали поклонение Богу "в духе и истине", утверждали этику "добрых дел", организовали коммуны, где провозглашались общая собственность и равное распределение.
В то же время они признавали основные церковные таинства, а их лидеры настаивали на почитании царя, властей и законов, ими установленных. Такая политика наталкивалась на открытое противодействие сектантских масс, приводила к многочисленным расколам, появлению пророков и прорицателей, пугающих кончиной мира, к экстатическим молитвенным собраниям.Во второй пол. 19 в. В России быстро росло число последователей зап. С. - прежде всего баптизма и адвентизма, уже давно сменивших свободное толкование Библии детально разработанным вероучением, а самодеятельную организацию - строгими церковными формами, в частности ин-том профессиональных руководителей и проповедников. Накануне 1917 общая численность сектантов в России составляла ок.
1 млн, из них к "сектам" зап. Происхождения относилось более 200 тыс. Человек.Деятельность сектантских общин заметно активизировалась в годы нэпа. Однако с началом коллективизации гонения на верующих возобновились. К сер. 1930-х гг. Руководящие органы и общины основных форм С. Были разогнаны. Враждебное отношение партийно-государственной власти к ним сохранялось до нач. 1990-х гг. В 1990-е гг. Деятельность "сект" была восстановлена, в т.ч. И прежде "нерегистрируемых" (Свидетели Иеговы, адвентисты-реформисты, пятидесятники и т.п.). Однако сегодня религиозное диссидентство представлено прежде всего нетрадиционными религиями. Что же касается "старого" рус. С. То от него сохранились лишь немногие общины.Путинцев Ф. Политическая роль и тактика сект.
М., 1935. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. Он же. Религиозное сектантство и современность. М., 1969. Митрохин Л.Н. Баптизм. История и современность. СПб., 1997.Л.Н. Митрохин.
Дополнительный поиск Сектантство
На нашем сайте Вы найдете значение "Сектантство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сектантство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 11 символа