Синтез искусств

68

органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. И.» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств.

Этим определяются большие социально-воспитательные возможности С. И. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и Монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют Декоративно-прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др).

Своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора. В музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. Д. Искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое. Синтез может осуществляться на разных уровнях. Внутри вида искусства (например, использование методов документального кино — хроники, репортажа и т.

Д. — в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Общественная потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов искусства в новый синтетический вид. Часто С. И. Делает более активной роль публики, например в народных празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (античные Дионисии), участники которых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одном у из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко).

Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.). Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовы и ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С.

И. Начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала. В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры. Художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой. В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органической «соборной» универсальности средневекового С.

И. Складываются новые нормы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров С. И. (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернии) в 16—17 вв. Были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архитектурном пространстве, изобразительная форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определенные черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения. С. И. Связывается не столько с церковными ритуалами, сколько с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли).

В искусстве рококо и просветительского классицизма 18 в. Важной целью С. И. Становится создание художественной жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия. В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы С. И., прежде всего архитектурно-художественный синтез. Но интерес к проблемам С. И. Получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художественного начала, о гармоническом развитии человека, а в социалистических учениях — и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтических теориях 19 в. В проблему создания синтетических произведений искусства (нем.

Gesamtkunstwerk), которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме как современной основе С. И., способной заменить религиозный ритуал (Р. Вагнер). Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). Большое значение придавалось и синестезии (См. Синестезия), зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль «модерн» на рубеже 19—20 вв. Предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. Ван де Велде), рационалисты 1920-х гг.

(представители Конструктивизма, «Баухаузе» стремились к созданию целостной художественной среды, активно направляющей жизненные процессы. Три этом часто аналитические, образно-познавательные функции искусства отрицались, а художественное творчество утопически рассматривалось как главный фактор «жизнестроения». Значительные работы в области С. И. Связаны в 20 в. С созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов (в т. Ч. Выставок всемирных (См. Выставки всемирные)), а также с оформлением празднеств, народных шествий, фестивалей и т. Д. В театре 1960—70-х гг. Утвердилось стремление к созданию синтетических спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластическом и пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному воплощению духовного мира современного человека, к яркой идейной целенаправленности массового зрелища.

Идеи С. И. В советской культуре возникли с первых её шагов. Они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда), нашли свое выражение в агитационном искусстве периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших общественные здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. В связи со строительством московского метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С середины 20 в. В социалистических странах в связи с созданием новых городов, крупных общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей С. И. Получает широкое практическое воплощение (см. Монументальное искусство, Мемориальные сооружения). С. И. Является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетическим запросам развитого социалистического общества.

Лит. Вагнер Р., Избр. Статьи, М., 1935. Вопросы синтеза искусств. [Сб., М,], 1936. Эйзенштейн С., Избр. Статьи, М., 1956. Синтез искусств в архитектуре. (Сб.], М., 1963. Громов Е. С., Современный кинематограф и проблема синтеза искусств, в кн. Кинематограф сегодня. [Сб.], М., 1967. Синтез искусств и архитектура общественных зданий. [Сб.], М., 1974. Damaz P. F., Art in European architecture, N. Y.,[1956]. Его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963. Sediгпауr Н., Epochen und Werke, Bd 2, W. — Münch., 1960. Bildkunst und Baukunst, B., 1970. К. А. Макаров. Комната дома Веттиев в Помпеях с росписью IV помпейского стиля и мифологическими сценами. Древний Рим. 63—79 гг. Портал храма Боробудур с мифологической фигурой «кала-макара». Индонезия.

Около 800. Центральный портал готического собора в Амьене. Франция. 1225—36. Ф. Кювилье. «Зеркальный зал» во дворце Амалиенбург близ Мюнхена. 1734—39. Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1520—34. Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484—89. Роспись работы Феодосия, 1508. Лестничная пристройка Теремного дворца в Московском Кремле. 1637. А. Н. Воронихин. «Фонарик» во дворце в Павловске. 1807. Кариатида работы В. И. Демут-Малиновского, 1803—05. А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. Столовая на выставке «Современное искусство» в Петербурге. 1903. А. В. Васнецов. Мозаика «Космос» в Музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге. 1967. Я. Жилите, А. Степонавичюс. Роспись детского кафе «Никштукас» в Вильнюсе. Темпера.

1963..

Значения в других словарях
Синтез

(от греч. Synthesis — соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему (См. Система)), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «С.» противопоставляется Анализу, с которым он неразрывно связан. С. И анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В современной науке термин «С.» применяется также в некоторых специальных значениях. Та..

Синтез автоматический

систем управления, раздел автоматики (См. Автоматика), рассматривающий методы автоматического (автоматизированного) проектирования различных систем управления с заданными свойствами при ограниченных исходных данных. Собственно реализация таких методов. С. А. Отличается от обычного проектирования тем, что некоторые, наиболее трудоёмкие его этапы (например, расчёт вариантов) выполняются при помощи ЭВМ. Теоретической основой С. А. Является теория оптимальных систем (См. Оптимальная система). С. А..

Синтез линейной цепи

электрической, определение структуры линейной электрической цепи и параметров элементов, из которых она должна быть собрана, по заданным её свойствам или характеристикам. В общем случае задача синтеза разбивается на 3 этапа. Выяснение необходимых и достаточных условий, которым удовлетворяют функции, выражающие характеристики реальных цепей (т. Е. Условий их физической реализуемости). Аппроксимация заданной функции (с требуемой точностью) функцией физически реализуемой цепи или проверка физическ..

Синтез механизмов

раздел машин (См. Машина) и механизмов теории (См. Машин и механизмов теория), в котором рассматриваются методы проектирования кинематических схем механизмов по заданным кинематическим и динамическим свойствам. Наиболее полно разработаны методы С. М. По заданным кинематическим свойствам, т. Е. Кинематический С. М., который состоит в определении кинематической схемы механизма и параметров этой схемы, обеспечивающих требуемые движения. Проще всего кинематический синтез кулачковых механизмов (См. ..

Синтез Искусств

СИНТЕЗ ИСКУССТВ - сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный синтез искусств образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль, здание, интерьер). Спектакль, кинофильм - синтез режиссерского, актерского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и т. Д.. ..

Синтез Искусств

Сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный синтез искусств образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль, здание, интерьер). Спектакль, кинофильм - синтез режиссерского, актерского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и т. Д.. ..

Синтез искусств

        органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порожд..

Синтез Искусств

В архитектуре - взаимосвязанное, органич. Единство разл. Видов изобразит, искусства (монументальная живопись, скульптура), декоративно-прикладного искусства и архитектуры, в результате осуществления к-poro возникает новое эстетически образное качество целостного художеств. Ансамбля, глубже и полнее раскрывается художеств. Образ архит. Произведения. Каждый из классич. Стилей прошлого создал свою концепцию С. И. В 20 в. Ведутся широкие поиски новых форм и методов С. И. Стр-во в СССР больших архит...

Дополнительный поиск Синтез искусств Синтез искусств

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Синтез искусств" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синтез искусств, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа