Синтез искусств

83

        органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие.        В истории искусства известны разнообразные формы синтеза.

Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственно задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно- пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т. П.). Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, "архитектоничность" пластических искусств в классицизме, "пластичность" в древнегреческом искусстве, "живописность" в искусстве барокко и др.).

Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях XX в.).        Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм, т. Е. Первоначальная нерасчленённость видов искусства, непосредственно вплетённых в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя свою специфику и своеобразие, возникает и обратное стремление - к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно- прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза искусств начиная с культур Древнего Востока.

Подавляющей "сверхчеловеческой" массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектурных деталей (колонны в виде цветов лотоса или связок папируса) древнегреческая культура противопоставила гармоническое сочетание архитектуры и скульптуры (равноправных по своему значению), воплощающее представление о возвышенном человеческом начале. В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается эмоциональной выразительностью архитек- турных пропорций и ритмов, одухотворённостью произведений скульптуры и живописи (мозаики, фрески, витражи и др.), выступающих в нерасторжимой связи с архитектурой. Эмоциональное воздействие художественно организованного пространства дополняется литургической поэзией и музыкой.        В культуре поздней готики и особенно Возрождения с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией художественного творчества происходит распад "соборной" универсальности средневекового синтеза искусств.

Складываются новые формы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров Возрождения (Брунеллески, Браманте, Рафаэля, Микеланджело и др.) были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в целостном, гармоничном ансамбле. В живописи этого времени, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, органически включённой в архитектурные ритмы, изобразительные формы, не утрачивающие своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретают определенные черты условности, связанные с монументально- декоративным назначением произведений. В эпоху барокко отдельные виды искусства образуют торжественное и динамичное монументально-декоративное единство.

В интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепниной, монументальными росписями. Синтез искусств в XVI-XVIII вв. Связан не только с церковными ритуалами, но и с формами светского быта (триумфы, придворные и городские феерии, спектакли и т. П.). В искусстве рококо и классицизма важной целью синтеза искусств становится создание жилой среды, отвечающей определенным нормам общественного бытия и эстетическим идеалам эпохи.        В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств, и в первую очередь архитектурно-художественный синтез, что вызвано всё большей индивидуализацией сознания, деэстетизацией повседневного бытия, распадом общезначимых общественных принципов и норм.

Вместе с тем прогрессивные общественные движения вызывали и поиски новых форм синтеза искусств, что было связано со стремлением внести в жизнь художественное начало, создать предпосылки для гармоничного развития человека. Задачи формирования цельного, гармоничного человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками (см. Романтизм), преломились в романтических художественных теориях XIX в. В проблему создания так называемых оазисов красоты, противостоящих буржуазному практицизму и бездуховности. Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического "соборного" художественного творчества были позже развиты символистами (см. Символизм). Стиль "модерн" на рубеже XIX и XX вв. Предпринял попытки возрождения синтеза искусств.

Развивая идеи синтетической культуры, У. Моррис, Х. Ван де Велде, представитель рационализма и конструктивизма (и в первую очередь объединения "Баухауз" в Германии) стремились к созданию целостной художественной среды, активно воздействующей на жизненные процессы. При этом часто образно-познавательные функции искусства отрицались, а художественное творчество рассматривалось как главный фактор "жизнестроения" (сторонники так называемого производственного искусства в Советской России, развивавшие идеи Института художественной культуры и объединения Левый фронт искусств). Значительные работы в области синтеза искусств в XX в., порождённые прогрессивными общественными и революционными движениями (произведения мексиканских художников Д.

Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско и др.), связаны с созданием общественных построек, мемориальных (см. Мемориальные сооружения) и выставочных комплексов, а также с оформлением ярких по идейной направленности празднеств, народных шествий, фестивалей и т. П.        Идеи синтез искусств в советской культуре возникли с первых её шагов. Они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды, нашли своё выражение в агитационно-массовом искусстве периода Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, в деятельности архитекторов и художников, создавших общественные здания новых типов. Они проявились в 30-х гг. В строительстве метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ) в Москве. С середины XX в. В социалистических странах синтез искусств находит широкое и многогранное применение при возведении новых городов, общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей, служа целям пропаганды достижений социализма и социалистических общественных идей.

Синтез искусств является одним из важных средств при создании среды, отвечающей идейно-художественным запросам социалистического общества.Литература. Р. Вагнер, Избранные статьи, М., 1935. Вопросы синтеза искусств. (Сборник, М.), 1936. Синтез искусств в архитектуре. (Сборник), М., 1963. Е. Б. Мурина, Проблемы синтеза пространственных искусств, М., 1982. Damaz P. F., Art in European architecture, N. Y., (1956). Его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963. Bildkunst und Baukunst, В., 1970. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Синан

        (Sinan), Коджа Мимар Синан (1489/1490 - 1578/1588), турецкий архитектор и инженер. С 1538 главный архитектор султана Сулеймана I Кануни. Творчески переосмысливая конструктивно-художественный опыт визан- тийского зодчества, Синан возводил величеств, центрические купольные мечети с интерьерами, пышно отделанными керамическими плитками (Шахзаде, окончена в 1548. Сулеймание в Стамбуле, 1550-57. Джума-Джами в Евпатории, 1552. Селимие в Эдирне, 1569-75), дворцы, мавзолеи, мосты, укрепления.Лит..

Синий всадник

        (Blauer Reiter), объединение близких к экспрессионизму художников, существовавшее в 1911-14 в Мюнхене. Основан В. В. Кандинским и Ф. Марком. В деятельности "Синего всадника" участвовали немцы А. Макке, Г. Мюнтер и др., русские А. Г. Явленский, М. В. Верёвкина, братья Д. Д. И В. Д. Бурлюки, швейцарец П. Клее, француз Р. Делоне и другие художники. Некоторые из мастеров "Синего всадника" вскоре обратились к абстрактному искусству (Кандинский), другие продолжали сохранять изобразительную осн..

Синьеи-Мерше Пал

        (Szinyei Merse) (1845-1920), венгерский живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1864-70). Одним из первых в Венгрии обратился к пленэрной живописи. Автор поэтических и жизнерадостных, светлых и звучных по колориту пейзажей, жанрово-пейзажных композиций, бытовых сцен, натюрмортов ("Влюблённые", 1870. "Майская прогулка", 1873, - оба произведения в Венгерской национальной галерее, Будапешт).. ..

Синьорелли Лука

        (Signorelli) (р. Около 1445-1450 - ум. 1523), итальянский живописец эпохи Возрождения, Учился у Пьеро делла Франческа. Испытал влияние А. Поллайоло и Перуджино. Произведения Синьорелли (фрески в Сикстинской капелле в Ватикане, 1481-83, в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497, и капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499-1504) отличаются суровой мужественностью образного строя. Сложные ракурсы, подчёркнутая чёткость пластической моделировки человеческого тела и резкость на..

Дополнительный поиск Синтез искусств Синтез искусств

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Синтез искусств" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синтез искусств, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа