Софизм

125

(от греч. Sóphisma — уловка, ухищрение, выдумка, головоломка) умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл С. «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих С., их «логичность» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой — семиотической. За счёт метафоричности речи, омонимии (См. Омонимия) или полисемии (См. Полисемия) слов, амфиболий и пр., нарушающих однозначность мысли и приводящих к смешению значений терминов, или же логической.

Подмена основной мысли (тезиса) доказательства, принятие ложных посылок (См. Посылка) за истинные, несоблюдение допустимых способов рассуждения (правил логического вывода), использование «неразрешенных» или даже «запрещенных» правил или действий, например деления на нуль в математических С. (Последнюю ошибку можно считать и семиотической, т.к. Она связана с соглашением о «правильно построенных формулах».) Вот один из С. Древних («рогатый»), приписываемый Евбулиду. «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». Здесь маскируется двусмысленность большей посылки. Если она мыслится универсальной. «Всё, что ты не терял...», то вывод логически безупречен, но неинтересен, поскольку очевидно, что большая посылка ложна.

Если же она мыслится частной, то заключение не следует логически. Последнее, однако, стало известно лишь после того, как Аристотель создал логику (См. Логика). А вот современный С., обосновывающий, что с возрастом «годы жизни» не только кажутся, но и на самом деле короче. «Каждый год вашей жизни — это её 1/n часть, где n — число прожитых вами лет. Но n + 1>n. Следовательно, 1/(n + 1)< n». Исторически с понятием «С.» неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста — представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. (Известно, что сам Протагор оказался жертвой «софизма Эватла».) С этой же идеей обычно связывают и «критерий основания», сформулированный Протагором.

Мнение человека есть мера истины. Уже Платон заметил на то, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречий (что, между прочим, и утверждали софисты), а поэтому любые суждения (См. Суждение) считать обоснованными. Эта мысль Платона была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия» (см. Логический закон) и, уже в современной логике, — в истолкованиях и требовании доказательств «абсолютной» непротиворечивости (См. Непротиворечивость). Перенесённая из области чистой логики в область «фактических истин», она породила особый «стиль мышления», игнорирующий диалектику «интервальных ситуаций», т. Е. Таких ситуаций, в которых критерий Протагора, понятый, однако, более широко, как относительность истины к условиям и средствам её познания, оказывается весьма существенным.

Именно поэтому многие рассуждения, приводящие к Парадоксам и в остальном безупречные, квалифицируются как С., хотя по существу они только демонстрируют интервальный характер связанных с ними гносеологических ситуаций. Так, С. «куча» («Одно зерно — не куча. Если n зёрен не куча, то n + 1 зерно — тоже не куча. Следовательно, любое число зёрен — не куча») — это лишь один из «парадоксов транзитивности», возникающих в ситуации «неразличимости». Последняя служит типичным примером интервальной ситуации, в которой свойство транзитивности равенства (См. Равенство) при переходе от одного «интервала неразличимости» к другому, вообще говоря, не сохраняется, и поэтому принцип математической индукции (См. Математическая индукция) в таких ситуациях неприменим.

Стремление усматривать в этом свойственное опыту «нетерпимое противоречие», которое математическая мысль «преодолевает» в абстрактном понятии числового Континуума (А. Пуанкаре), не обосновывается, однако, общим доказательством устранимости подобного рода ситуаций в сфере математического мышления и опыта. Достаточно сказать, что описание и практика применения столь важных в этой сфере «законов тождества» (равенства) так же, вообще говоря, как и в эмпирических науках, зависит от того, какой смысл вкладывают в выражение «один и тот же объект», какими средствами или критериями отождествления при этом пользуются. Другими словами, идёт ли речь о математических объектах или, к примеру, об объектах квантовой механики, ответы на вопрос о тождестве (См.

Тождество) неустранимым образом связаны с интервальными ситуациями. При этом далеко не всегда тому или иному решению этого вопроса «внутри» интервала неразличимости можно противопоставить решение «над этим интервалом», т. Е. Заменить абстракцию неразличимости абстракцией отождествления. А только в этом последнем случае и можно говорить о «преодолении» противоречия. По-видимому, первыми, кто понял важность семиотического анализа С., были сами Софисты. Учение о речи, о правильном употреблении имён Продик считал важнейшим. Анализ и примеры С. Часто встречаются в диалогах Платона. Аристотель написал специальную книгу «О софистических опровержениях», а математик Евклид — «Псевдарий» — своеобразный каталог С. В геометрических доказательствах.

Лит. Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, М., 1960. Брадис В. М., Минковский В. Л., Харчева Л. К., Ошибки в математических рассуждениях, 3 изд., М., 1967. М. М. Новосёлов.

Значения в других словарях
Софиевка

IСофи́евка посёлок городского типа, центр Софиевского района Днепропетровской области УССР. Расположен в 12 км от ж.-д. Станции Девладово (на линии Верховцево — Кривой Рог) и в 105 км к Ю.-З. От Днепропетровска. Заводы. Сыродельный, продовольственных товаров и др. IIСофи́евка («Софи́евка»,) дендропарк в г. Умань Черкасской области УССР. Памятник садово-паркового искусства конца 18 — 1-й половины 19 вв. ..

Софиевский

посёлок городского типа в Ворошиловградской области УССР. Подчинён Краснолучскому горсовету. Расположен в 17 км к С.-З. От г. Красный Луч и в 6 км от ж.-д. Станции Штеровка (на линии Дебальцево — Лихая). 11,5 тыс. Жителей (1974). Добыча угля. ..

Софии храм

в Стамбуле, Айя-София, выдающееся произведение византийской архитектуры. Сооружен в 532—537 Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Представляет собой трёхнефную купольную базилику (длина 77 м). Возведённый на парусах купол (диаметр 31,4 м) объединён с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придаёт интерьеру С. Х., поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство. Внутри С. Х. Украшен цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками..

Софийск

посёлок городского типа в Верхнебуреинском районе Хабаровского края РСФСР. Расположен на р. Олга (бассейн Амура), в 170 км к С.-В. От ж.-д. Станции Ургал. Добыча золота. ..

Софизм

СОФИЗМ (от греч. Sophisma - уловка - выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического или семантического анализа.. ..

Софизм

(σοφισμα, от σοφιξομαι хитро придумываю) — преднамеренно ложный вывод в противоположность паралогизму (см.), непреднамеренно ложному выводу (см. Ошибки). Систематический анализ С. (σιλλογισμοι επιςτικοι) был дан впервые Аристотелем в его заключительной части "Органона" περί των σοφιστικων έλέγχων. С. Есть ложный вывод, неправильность которого бывает обусловлена троякого рода причинами. I) логическими, II) грамматическими и III) психологическими.I) Так как всякий вывод может быть выражен в силлог..

Софизм

(греч., от sophos - мудрый). Умышленно ложный вывод, неверное суждение, которому придан внешний вид истины.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Sophismos, от sophos, мудрый. Ложное суждение, красноречиво доказанное.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)ложное умозаключение, кажущееся верным по своей форме. Отыскать ошибку бывает иногда затруд..

Софизм

См. Отговорка, уловка, хитрость.... ..

Софизм

Лжеумствование, ложный выводСр. Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи...Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 3, 1.см. Софисты XIX века.. ..

Софизм

М. Лжеумствованье, -мудрствованье, ложный вывод, заключенье, сужденье, которому придан внешний вид истины. Софист,-тка, лжеумствователь. Софистическое рассужденье, ложное, ошибочное, под видом истинного.. ..

Софизм

М.Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений. Словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.. ..

Софизм

СОФИ́ЗМ -а. М. [греч. Sophisma - уловка, головоломка] Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений. Словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.. ..

Софизм

-а, м. (книжн.). Формально ка-. ..

Софизм

Софизма, м. (греч. Sophisma - измышление, хитрость) (книжн.). Формально правильное, но ложное по существу умозаключение, основанное на натяжке, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений в цепи рассуждений.. ..

Софизм

(от греч. S6phisma - уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в к-ром обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логич. Или семантич. Анализа. ..

Софизм

(от греч. Sophisma. ..

Софизм

— уловка, выдумка, головоломка — мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается часто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического анализа. Умышленно ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях.. ..

Софизм

Умышленно ложное, двусмысленное умозаключение или довод. Словесные ухищрения, намеренно вводящие в заблуждение. ( Термин "С" происходит от названия древнегреческих философов-софистов).. ..

Софизм

(греч. Sophisma - хитрая уловка, измышление) - рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. С. Является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда "софист" в одиозном значении - это человек, готовый с помощью любых, в т.ч. Недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, истинны они на самом деле или нет.О..

Софизм

— рассуждение, кажущееся правильным, но содержа­щее скрытую логическую ошибку и служащее для придания види­мости истинности ложному утверждению. С. Является особым при­емом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в оди­озном значении — это человек, готовый с помощью любых, в том числе недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не счита­ясь с тем, истинны они на самом деле или нет. Обычно С. Обосновывает какую-нибудь..

Дополнительный поиск Софизм Софизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Софизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Софизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа