Способности

76

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. С. Не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В изучении С. Выделяются 3 основные проблемы. Происхождение и природа С., типы и диагностика отдельных видов С., закономерности развития и формирования С. В истории философии С. В течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики (См.

Генетика). Несостоятельность понимания С. Как врождённых была подвергнута критике англ. Философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С. Индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема С. Ставится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития С., сами же С. Формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с др. Людьми. С., проявляемая в осуществлении некоторой конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов.

С этим связано широко распространённое явление компенсации. При относительной слабости или даже отсутствии одних компонентов высокая С. К осуществлению некоторой деятельности достигается развитием др. Компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития С. К какой-либо одной определённой деятельности. Единой и общепринятой типологии С. В психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались. Различия в основных видах деятельности — инженерные, научные, художественные С. (и более дробно — математические, физические С. И т. П.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности.

Операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем Тестов с последующим факторным анализом (См. Факторный анализ) результатов. С последним связаны попытки экспериментального выделения общих С., отвечающих требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта — неизменяемой всесторонней умственной одарённости (см. Коэффициент интеллектуальности). Этот постулат подвергается критике в советской психологической литературе. Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации (См. Профессиональная ориентация), имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте.

Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки С. Качественный уровень развития С. Выражается понятием таланта и гениальности (См. Гениальность). Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования С. К конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития С.

Через создание личностной установки (См. Установка) на овладение предметом деятельности. Большое значение имеет научная отработка программ действия по освоению данного вида деятельности (созданы, например, методики по развитию музыкального слуха для лиц, не имеющих его). Лит. Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н., Психологические способности человека, т. 2, Л., 1960. Леонтьев А. Н., О формировании способностей, «Вопросы психологии», 1960, № 1. Петровский А. В., Способности и труд. М., 1966. Крутецкий В. А., Психология математических способностей, М., 1967. Н. Г. Алексеев.

Значения в других словарях
Спорыш

растение семейства гречишных. То же, что Птичья гречиха.. ..

Способ производства

исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления. Представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Две стороны С. П. Находятся во внутреннем взаимодействии. Главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности (См. Собственность), характере соединения рабочей силы со средствами прои..

Справедливости право

см. Право справедливости.. ..

Справедливость

понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. Содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественн..

Способности

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.. ..

Способности

СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.. ..

Способности

• выдающиеся способности. ..

Способности

Данные, талант, талантливость. Паренка, пар. ..

Способности

Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.. ..

Способности

Мн.Природная склонность к занятиям чем-л. Талант, дарование.. ..

Способности

Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.. ..

Способности

В психологии — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности.. ..

Способности

В психологии - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности.. ..

Способности

(англ. Abilities, aptitudes, capabilities) - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплое). С. Можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и п..

Способности

— индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенной деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика С. Проводится с помощью тестов. Высокий уровень С. Выражается понятиями таланта и гениальности.. ..

Дополнительный поиск Способности Способности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Способности" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Способности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа