Белл-Ланкастерская система

165

взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (Мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell. 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster. 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. Получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова.

Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. С. Учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. С. Выступили И. Г. Песталоцци и его последователи. В России школы, работавшие по Б.-Л. С., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику.

Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов. Лит. Дружинин Н. М., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, «Уч. Зап. Московского городского педагогического института», 1941, т. 2, в. 1. Салимова К. И., Из истории школы и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760—1830), «Изв. Академии педагогических наук РСФСР», 1959, № 105. Паина С. Б,, Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818—1825 гг.), в кн.

Новые исследования в педагогических науках, [М., 1968, в. 12]. М. Ф. Шабаева..

Значения в других словарях
Белл Исаак Лотиан

Белл (Bell) Исаак Лотиан (15.2.1816 ‒ 20.12.1904), английский металлург, член Лондонского королевского общества (1874). Был владельцем железоделательного завода в Кливленде (Англия), где провёл ряд исследований, имевших большое значение для создания теории доменного процесса. Опубликовал подробный расчёт теплового баланса доменной плавки (1869), в котором были устранены ошибки первого составителя такого баланса А. Де Ватера. Среди многих печатных трудов Б. По чёрной металлургии наибольшее значен..

Белл Чарлз

Белл (Bell) Чарлз (ноябрь 1774, Эдинбург, ‒ 28.4.1842, Халлоу-Парк, близ Вустера), шотландский анатом, физиолог и хирург. Профессор Эдинбургского университета с 1836. Автор ряда исследований по анатомии и физиологии нервной системы, а также 2-томного руководства по хирургии. Впервые установил (1811), что передние корешки спинномозговых нервов содержат двигательные волокна, а задние ‒ чувствительные. Опубликованные им экспериментальные данные легли в основу так называемого Белла ‒ Мажанди закона...

Белла - Мажанди закон

в анатомии и физиологии, основная закономерность распределения двигательных и чувствительных волокон в нервных корешках спинного мозга. Б. — М. З. Установлен в 1822 французским физиологом Ф. Мажанди. В основу его частично легли опубликованные в 1811 наблюдения английского анатома и физиолога Ч. Белла. Согласно Б. — М. З., центробежные (двигательные) нервные волокна выходят из спинного мозга в составе передних корешков, а центростремительные (чувствительные) волокна вступают в спинной мозг в сос..

Белладонна

(итал. Belladonna, буквально — прекрасная дама, красавица) красавка, сонная одурь (Atropa belladonna), многолетнее травянистое растение семейства паслёновых. Стебель прямостоячий, высотой0,6 — 2 м. Цветки большей частью с буро-фиолетовым или грязно-пурпуровым (иногда жёлтым) венчиком. Плод — многосеменная чёрная (иногда жёлтая) блестящая ягода. Дико растет в средней и южной Европе, в Малой Азии. В СССР — главным образом в горных районах Крыма и на Карпатах, на увлажнённой рыхлой почве. Встречает..

Белл-ланкастерская Система

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА - то же, что взаимное обучение.. ..

Белл-ланкастерская Система

Взаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. Школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга англ, педагогами Э. Бвллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В нач. 19 в. Получила широкое распространение в ряде стран (..

Дополнительный поиск Белл-Ланкастерская система Белл-Ланкастерская система

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Белл-Ланкастерская система" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Белл-Ланкастерская система, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 26 символа