Белл-Ланкастерская система
взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (Мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell. 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster. 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. Получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова.
Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. С. Учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. С. Выступили И. Г. Песталоцци и его последователи. В России школы, работавшие по Б.-Л. С., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику.
Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов. Лит. Дружинин Н. М., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, «Уч. Зап. Московского городского педагогического института», 1941, т. 2, в. 1. Салимова К. И., Из истории школы и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760—1830), «Изв. Академии педагогических наук РСФСР», 1959, № 105. Паина С. Б,, Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818—1825 гг.), в кн.
Новые исследования в педагогических науках, [М., 1968, в. 12]. М. Ф. Шабаева..
Дополнительный поиск Белл-Ланкастерская система
На нашем сайте Вы найдете значение "Белл-Ланкастерская система" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Белл-Ланкастерская система, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 26 символа