Сущность и явление

117

философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. И я. Выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию (См. Понятие). Постижение сущности предмета составляет задачу науки. В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению».

Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, то есть совокупности конкретных явлений. Она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («скорма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. С другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится вещь. В средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению. Носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С.

И я. Приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств (См. Первичные и вторичные качества). И. Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе» (См. Вещь в себе)), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизическое противопоставление С. И я., Г. Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектическом идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абсолютной идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

В буржуазной философии 20 в. Категории С. И я. Получают идеалистическое истолкование. Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственные данные». Феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность — как чисто идеальной образование. В Экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования (См. Существование), явление же трактуется в субъективистском духе. Подлинное содержание взаимоотношений С. И я. Впервые было раскрыто марксистской философией. С. И я. — универсальные объективные характеристики предметного мира. В процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. И я. Всегда неразрывно связаны. Явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении.

Однако единство С. И я. Не означает их совпадения, тождества. «. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 384). Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (например, в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной). Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется.

«. Не только явления преходящи, подвижны, текучи,. Но и сущности вещей...» (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития. «. Закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...» (там же, с. 136). Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин писал. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. Д. Без конца» (там же, с. 227). Лит. Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса, М., 1960. Богданов Ю. А., Сущность и явление, К., 1962. Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А.., 1968.

История марксистской диалектики, М., 1971, раздел 2, гл. 9. А. А. Сорокин.

Значения в других словарях
Существительное

часть речи, класс полнозначных слов (лексем), который включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего (См. Подлежащее) и дополнения (См. Дополнение). С. Относится к именным частям речи (см. Имя). С. Могут противопоставляться другим частям речи по употреблению в определённых синтаксических конструкциях (например, в китайском языке только С. Выступает в качестве главного члена атрибутивной конструкции (См. Атрибутивная конструкция) ..

Существование

[позднелат. Ex (s) istentia, от лат. Ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия (См. Бытие) материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. Коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге. С. Вещи не выводимо из её ..

Суыкбулак

посёлок городского типа в Чарском районе Семипалатинской области Казахской ССР. Расположен на р. Чар (приток Иртыша), в 85 км к Ю.-В. От Семипалатинска. Ж.-д. Станция на линии Семипалатинск — Актогай. Завод стройматериалов, добыча мрамора и известняка. ..

Суэц

город на С.-В. Египта, административный центр провинции Суэц. 315 тыс. Жителей (1970, оценка). Порт на Суэцком канале при входе из Красного моря. Важный транспортно-промышленный центр на Суэцком канале. Узел ж.-д., автомобильных и воздушных путей сообщения. Нефтеперерабатывающее и нефтехимическое предприятия. Близ современного С. Около 2-го тысячелетия до н. Э. Был построен судоходный канал, связывавший Нил с Красным морем (засыпан в 776 н. Э.). В древности С. (древнегреческий Клизма) был извес..

Сущность И Явление

СУЩНОСТЬ И явление - философская категории. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Явление - то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.. ..

Сущность И Явление

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории. Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Явление - то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.. ..

Сущность И Явление

Философская категории. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Явление - то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.. ..

Сущность И Явление

(англ. Essence and phenomenon) - универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление - то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. И я. Выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной ..

Сущность И Явление

- философские категории. С. — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных форм, свойств и отношений. Я. — то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.. ..

Дополнительный поиск Сущность и явление Сущность и явление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сущность и явление" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сущность и явление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа