Существование

96

[позднелат. Ex (s) istentia, от лат. Ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия (См. Бытие) материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. Коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге. С. Вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога. Английский Эмпиризм 17—18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. Которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте — источнике всякого знания.

Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. Исходит из учения о тождестве мышления и бытия. С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин. Вечные истины разума и истины факта. Однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение С. Непознаваемой «вещи в себе» (См. Вещь в себе), которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).

Принципиально новый категориальный смысл С. Получает у С. Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. Как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,— единично, личностно, конечно. Конечное С. Имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., то есть от судьбы. В 20 в. Кьеркегоровское понятие С. Возрождается в Экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. С. (то есть экзистенция. Отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы.

Непостижимая для мышления связь С. С транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. — не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым «пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С. Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. Как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. Ст. Бытие и литературу при ней. П. П. Гайденко.

Значения в других словарях
Существенно особая точка

аналитической функции, точка z0 комплексной плоскости, в которой не существует ни конечного, ни бесконечного предела при z → z0 для функции, однозначной и аналитической в некоторой окрестности этой точки (см. Аналитические функции). Примеры. Точка z = 0 является С. О. Т. Для функции . ..

Существительное

часть речи, класс полнозначных слов (лексем), который включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего (См. Подлежащее) и дополнения (См. Дополнение). С. Относится к именным частям речи (см. Имя). С. Могут противопоставляться другим частям речи по употреблению в определённых синтаксических конструкциях (например, в китайском языке только С. Выступает в качестве главного члена атрибутивной конструкции (См. Атрибутивная конструкция) ..

Сущность и явление

философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. И я. Выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию (См. Понятие). Постижение сущности предмета составляет зад..

Суыкбулак

посёлок городского типа в Чарском районе Семипалатинской области Казахской ССР. Расположен на р. Чар (приток Иртыша), в 85 км к Ю.-В. От Семипалатинска. Ж.-д. Станция на линии Семипалатинск — Актогай. Завод стройматериалов, добыча мрамора и известняка. ..

Существование

СУЩЕСТВОВАНИЕ -1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) Центральная категория экзистенциализма.. ..

Существование

Влачить жалкое существование. Книжн. Жить бедно, бедствовать. БМС 1998, 560. ШЗФ 2001, 38.. ..

Существование

-я, ср.. ..

Существование

См. Бытие, жизнь. ..

Существование

1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) Центральная категория экзистенциализма.. ..

Существование

1. Ср.1) Наличие, факт бытия кого-л., чего-л.2) Жизнь, бытие.3) Бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни.2. Ср. Устар.То же, что. Существо (2*).. ..

Существование

СУЩЕСТВОВА́НИЕ -я. Ср.. ..

Существование

-я, со. 1. Ок. Существовать. 2. Жизнь, бытие. Средства к существованию. Влачить нищенское с. Борьба за с. (за то, чтобы выжить). Отравить кому-н. С. (помешать жить, нарушить покой, сделать жизнь несносной).. ..

Существование

Существования, ср. 1. Только ед. Жизнь, бытие. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев . Есть много средств сделать человеческое существование постылым. Салтыков-Щедрин . Покончить (земное) существование (умереть. Книжн.). Отравить (всё) существование кому-н. (помешать кому-н. Жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-н. Жизнь несносной). Прекратить существование (перестать существовать, умереть). Жалкое существование. Остатьс..

Существование

- понятие, означающее в истории философии наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, познается не мышлением, а опытом. Центральная категория экзистенциализма.. ..

Существование

(позднелат. Ex(s)istentia, от лат. Ex(s)isto - существую) - филос. Категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. Является синонимом бытия. Впервые термин "С." появился в схоластической философии в паре противоположностей С. - сущность (экзистенция и эссенция). С. (наличное бытие) - это просто грубый факт, "нечто есть", т.е. Наиболее общий аспект в существующем. Напр., наличное бытие человека означает, что он просто есть. Все остальное - возраст, поведение, хар..

Дополнительный поиск Существование Существование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Существование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Существование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа