Существование
[позднелат. Ex (s) istentia, от лат. Ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия (См. Бытие) материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. Коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге. С. Вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога. Английский Эмпиризм 17—18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. Которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте — источнике всякого знания.
Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. Исходит из учения о тождестве мышления и бытия. С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин. Вечные истины разума и истины факта. Однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение С. Непознаваемой «вещи в себе» (См. Вещь в себе), которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный смысл С. Получает у С. Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. Как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,— единично, личностно, конечно. Конечное С. Имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., то есть от судьбы. В 20 в. Кьеркегоровское понятие С. Возрождается в Экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. С. (то есть экзистенция. Отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы.
Непостижимая для мышления связь С. С транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. — не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым «пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С. Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. Как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. Ст. Бытие и литературу при ней. П. П. Гайденко.
Дополнительный поиск Существование
На нашем сайте Вы найдете значение "Существование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Существование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа