Товарооборот
обращение товаров. Стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления. Т. Выражает стоимость (сумму) продаж средств производства и предметов потребления, характеризует качество и количество стороны экономической деятельности в сфере товарного обращения. Т. Делится на оптовый (оборот оптовой торговли (См. Оптовая торговля)) и розничный (оборот розничной торговли (См. Розничная торговля)). Оптовый Т. Представляет собой форму товарных связей между предприятиями. Его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. В СССР он охватывает продажу товаров производственными и сбытовыми объединениями (предприятиями) торговым организациям для последующей реализации населению, а также для промышленной переработки.
Различают 3 вида оптового Т. Оборот средств производства в основном по планам материально-технического снабжения (См. Материально-техническое снабжение). Оборот с.-х. Продукции (закупки и сбыт с.-х. Продуктов и сырья). Оборот товаров народного потребления рыночного и внерыночного назначения. Оптовый оборот товаров народного потребления осуществляют специализированные оптовые базы республиканских министерств торговли, оптовые базы потребительской кооперации, снабженческо-сбытовой аппарат промышленных министерств и ведомств и др. На систему республиканских министерств торговли приходится около 60% (середина 70-х гг.) оптового оборота основных товаров народного потребления. Объём оптового Т. Обусловлен планами розничного оборота и производственными программами промышленности и сельского хозяйства.
Розничный Т. Выражает величину совокупных розничных продаж товаров и услуг товарного характера населению, приобретающему их в обмен на свои денежные доходы. Посредством розничного Т. Происходит смена форм стоимости и получают общественное признание стоимость и потребительская стоимость. Розничный Т. — один из основных показателей благосостояния народа, характеризует величину реализованного платёжеспособного спроса (См. Платёжеспособный спрос) населения. Материальную основу его составляют Товарные фонды. В СССР розничный Т. Государственной и кооперативной торговли включает объём продаж товаров населению розничной торговой сетью, предприятиями общественного питания, а также через ателье, ремонтные мастерские и т.п.
И объём продаж торговой сетью организациям, учреждениям и предприятиям продовольственных товаров для питания обслуживаемых ими контингентов (в санаториях, больницах и др.) и непродовольственных товаров для их текущих хозяйственных нужд в порядке так называемого мелкого опта (продажа товаров мелким оптом в 1973 составляла около 5% общего объёма Т.). В розничный Т. Входят также продажа потребительской кооперацией закупленной у колхозников и колхозов с.-х. Продукции по ценам согласно договорённости. В 1940—74 общий объём розничного Т. Государственной и кооперативной торговли возрос в 8,2 раза (в сопоставимых ценах). В расчёте на душу населения он составил 774 рублей (в ценах 1974). Структура розничного Т. — соотношение в общем его объёме основных товарных групп — постоянно совершенствуется, отражая улучшение структуры производства и потребления материальных благ (товаров и услуг).
Увеличивается доля непродовольственных товаров, а внутри этой группы — товаров длительного пользования (электротоваров, радиотоваров, мебели, легковых автомобилей и т.д.). В группе продовольственных товаров увеличивается удельный вес высококачественных продуктов питания (мяса и колбасных изделий, молока и молочных продуктов и т.д.), в то же время снижается доля продажи хлебопродуктов (хлеба, муки, крупы, макаронных изделий), а также картофеля. В розничном Т. Доля государственной торговли составляет (середина 70-х гг.) около 70%, кооперативной — около 29%. В 1940—75 удельный вес Т. Государственной и кооперативной торговли в общем Т. Увеличился с 91,3 до 98,6%. Доля колхозного рынка постепенно снижается (в 1975 была немногим более одного процента).
На долю Т. Общественного питания приходится около 10% общего объёма розничного Т. Страны. Учёт, анализ, планирование и прогнозирование объёма и структуры розничного Т. Постоянно совершенствуются на основе применения экономико-математических методов и ЭВМ, создания автоматизированных систем плановых расчетов (АСПР) и управления в торговле (АСУТ). Лит. Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, 3 изд., М., 1971. Н. Г. Маркина, А. В. Орлов.
Дополнительный поиск Товарооборот
На нашем сайте Вы найдете значение "Товарооборот" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Товарооборот, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 12 символа