Трактор
(новолат. Tractor, от лат. Traho — тащу, тяну) самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. Работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). См. Машинно-тракторный агрегат. Историческая справка. Первые колёсные Т. С паровыми машинами (См. Паровая машина) появились в Великобритании и Франции в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле. С 1850 паровые Т. Используются в сельском хозяйстве этих стран, а с 1890 — в сельском хозяйстве США. Ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым-Алмазовым (около 1889). В 1888 русский механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный Т.
С двумя паровыми машинами. В 1893—95 русский изобретатель-самоучка Я. В. Мамин создал самоходную колёсную тележку с двигателем внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания). С 1901 фирма «Харт-Парр» (Hart-Parr) в США выпустила первые колёсные Т. С двигателями внутреннего сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой «Холт» (Holt), а позднее в Германии фирмой «Вандерер-Дорнер» (Wanderer-Dorner) и в др. Странах производятся Т. На гусеничном ходу. Первые Т. В СССР выпущены в 1923 («Фордзон-Путиловец»). С 1930 в СССР налажено массовое производство Т., что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта (см. Тракторостроение). Классификация тракторов. По назначению Т. Разделяют на с.-х. И промышленные. С.-х. Т. Общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др.
Работы. Наиболее мощные с.-х. Т. Используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. Работ. Пропашные Т. Позволяют механизировать междурядную обработку — культивацию, рыхление, окучивание, опыливание, уборку пропашных культур (кукурузы, сахарной свёклы, хлопчатника и др.). Особенности пропашных Т. — приспособленность к работе с навесными машинами (орудиями) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур, значительный (обычно регулируемый) размер колеи, большой дорожный просвет, узкие колёса (гусеницы). Базовые модели промышленных Т. Характеризуются большими, чем у с.-х. Т., тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, дорожно-строительные, мелиоративные и др.
Работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т.п.) и прицепными (Скрепер, Грейдер и т.п.) машинами (орудиями). В зависимости от условий работы Т. Используются различные модификации базовых моделей (например, для с.-х. Т. — виноградниковый, болотоходный, крутосклонный, садовый. Для промышленных Т. — мелиоративный, лесосплавный, трелёвочный). По типу движителя Т. Разделяют на колёсные и гусеничные. Механизмы и оборудование тракторов. Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств (см. Тракторный двигатель). В силовую передачу входят Сцепление, соединительная муфта, Коробка передач, центральная и конечная передачи (см. Силовая передача).
Наиболее распространены фрикционные муфты сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические (см. Муфты (См. Муфта)). Механические ступенчатые коробки передач с.-х. Т. Имеют 6, 8, 15 и более передач, а промышленных — 3—6. Всё большее распространение получают коробки передач с зубчатыми колёсами постоянного зацепления или с планетарным редуктором (установлены на некоторых зарубежных и советских Т., например Т-150, Т-150К, К-701). Через центральную передачу (обычно конический Редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колёсам гусеничных Т. У колёсных Т. Используется Дифференциальный механизм. Конечные передачи (обычно цилиндрические редукторы) располагаются у ведущих колёс и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания необходимого дорожного просвета (См.
Дорожный просвет). В некоторых экспериментальных образцах Т. Применяются гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы) и гидромеханический (гидротрансформатор и механическая коробка передач) трансмиссии (см. Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная). Для получения особо низких скоростей движения Т. Трансмиссии оборудуются дополнительными передачами — ходоуменьшителями. Ходовая система колёсных Т. Состоит из подвески (См. Подвеска), осей (мостов) и колёс (направляющих и ведущих) с пневматическими шинами низкого давления. Иногда для повышения проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решётчатые колёса и накидные почвозацепы. Ходовая система гусеничных Т. Состоит из подвески, гусеничных цепей, ведущих колёс, опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колёс (см.
Гусеничный ход). Остов Т. Обычно выполняется в виде рам различных конструкций. Механизмы управления Т. Состоят из рулевого управления (См. Рулевое управление) и Тормозов (ленточных или дисковых). Изменение направления движения колёсных Т. Обычно осуществляется передними (направляющими) колёсами. Иногда для улучшения манёвренности в конструкциях Т. Предусматривается поворот всех 4 колёс, регулирование вращающих моментов на ведущих колёсах, относительно вращение передней и задней частей Т. При схеме с шарнирной рамой. Поворот гусеничных Т. Производится изменением частоты вращения ведущих колёс правой или левой гусениц муфтами и тормозами. Иногда применяется одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются на всех советских и большинстве зарубежных Т.
И служат для создания комфортных условий работы тракториста. Электрооборудование Т. Состоит из источников электрического тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора), приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий), вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов. На рис. 1 и 2 изображены продольные разрезы колёсного и гусеничного Т. Эксплуатационные показатели. Основные эксплуатационные показатели Т. Подразделяют на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества, трудоёмкость обслуживания и ухода, металлоёмкость и др. К техническим — устойчивость Т. (продольная и поперечная), лёгкость управления, удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов.
Число мест для сидения). К агротехническим— удельное давление на почву, проходимость в междурядьях (дорожный просвет, Абрис, защитные зоны), манёвренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному направлению. Типаж тракторов. Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом — системой машин, построенной по заранее разработанному техническому плану, основанное на рациональном сочетании тяговых показателей разных типов Т. При минимальном числе базовых моделей (см. Типизация). Класс в типаже — совокупность моделей (конкретных конструкций) Т., имеющих одинаковые классификационные параметры. Базовая модель — наиболее распространённый вид Т. В данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную компоновку или оснащенная дополнительными механизмами.
За основной классификационный параметр в СССР и странах — членах СЭВ принято наибольшее Тяговое усилие, при ограниченном буксовании, развиваемое Т. 1-й типаж был предложен в 1923, а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т. На 1961—65. Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5—6 км/ч, повышение срока службы двигателей до 2500—3000 ч, трансмиссий — до 5000—6000 ч. Были подготовлены к выпуску модели Т., соответствующие мировому уровню техники. Колёсные — Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700. Гусеничные — Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т. На 1965—70 состоял из 13 базовых моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 кн (0,6—25 тс) и ряда модификаций. Для дальнейшего улучшения эксплуатационных показателей был разработан 4-й типаж Т.
На 1971—80 (рис. 3). Выпускаемые по этому типажу базовые модели Т. Сведены в таблицу. В 4-м типаже повышаются рабочие скорости до 35 км/ч, срок службы до капитального ремонта, снижается трудоёмкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения Т. В подвеску вводятся дополнительные упругие элементы. Кабина снабжается рессорами, герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами, кондиционерами. Внедряется широкая унификация узлов и деталей внутри класса и между различными классами Т. Разрабатываются Т. С электрическим и гидравлическим приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ (загрузочных режимов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне), защиты от аварийных ситуаций и т.п.
Базовые модели тракторов, выпускаемых в СССР по 4-му типажу (1975). ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Класс, тс | Модель | Класс, тс | Модель | |-----------------------------------------------------------------------------------------------| | 0,2 | «Риони» | 3 | Т-74; ДТ-75 М | | 0,6 | Т-25; Т-16М | 4 | Т-150; Т-150 К | | 0,9 | Т-50 | 5 | Т-4А | | 1,4 | МТЗ-80 | 6 | К-701 | | 2 | Т-54В | 15 | Т-130 | | | | | ДЭТ-250 | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Лит. Конструкция, основы теории и расчет тракторов, М., 1971. Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Тракторы и автомобили, 2 изд., М., 1974.
Колёсные тракторы, М., 1974. И. Б. Барский. 1. Садово-огородный трактор. СССР. 2. МТЗ-80. СССР. 3. ДТ-75М. СССР. 4. Т-150К. СССР. 5. Т-150. СССР. 6. К-701. СССР. 7. «Болгар» (НРБ). 8. «Фиат» (Италия). 9. «Зетор». (Франция). 10. «Кейс» (США). 11. «Масси-Фергюсон» (Великобритания, Канада). 12. «Вольво» (Швеция). Рис. 1. Продольный разрез колесного трактора. 1 — двигатель. 2 — рулевое колесо. 3 — кабина. 4 — топливный бак. 5 — рычаги навесного устройства. 6 — вал отбора мощности. 7 — прицепной крюк. 8 — центральная передача. 9 — ведущее колесо. 10 — коробка передач. 11 — муфта сцепления. 12 — направляющее колесо. Рис. 2. Продольный разрез гусеничного трактора. 1 — двигатель. 2 — кабина. 3 — топливный бак. 4 — рычаги навесного устройства. 5 — вал отбора мощности. 6 — прицепная скоба. 7 — ведущее колесо. 8 — центральная передача.
9 — гусеница. 10 — коробка передач. 11 — опорное колесо. 12 — муфта сцепления. 13 — направляющее колесо. Рис. 3. Типаж тракторов на 1971—80 (P — тяговое усилие, mc. N — эффективная мощность двигателя трактора, л. С. G — масса трактора, т)..
Дополнительный поиск Трактор
На нашем сайте Вы найдете значение "Трактор" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трактор, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 7 символа