Филология

118

(греч. Philología, буквально – любовь к слову) содружество гуманитарных дисциплин – лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей – исходная реальность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный «комментарий» (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), Ф. Под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Т. О., внутренняя структура Ф. Двуполярна. На одном полюсе – скромнейшая служба «при» тексте, не допускающая отхода от его конкретности.

На другом – универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее. В идеале филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова всё – коль скоро всё в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. Служа самопознанию культуры, Ф. Возникает на сравнительно зрелой стадии письменной цивилизаций, и наличие её показательно не только для их уровня, но и типа. Высокоразвитые древние культуры Ближнего Востока вовсе не знали Ф., зап.-европейское Средневековье отводило ей весьма скромное место, между тем на родине философии, в древних Индии и Греции, Ф. Возникает и разрабатывается как определенное соответствие впервые оформившейся здесь гносеологические рефлексии над мышлением – как рефлексия над словом и речью, как выход из непосредственного отношения к ним.

Несмотря на позднейшие конфликты между философской волей к абстракции и конкретностью Ф. (например, нападки филологов-гуманистов на средневековую схоластику или уничижительный отзыв Гегеля о Ф.), первоначальное двуединство философии и Ф. Не было случайным, и высшие подъёмы Ф. Обычно следовали за великими эпохами гносеологической мысли (в эллинистическом мире – после Аристотеля, в Европе 17 в. – после Р. Декарта, в Германии 19 в. – после И. Канта). Инд. Ф. Дала великих грамматистов (Панини, приблизительно 5–4 вв. До н. Э. Патанджали, 2 в. До н. Э.) и, позднее, теоретиков стиля. Свою филологическую традицию имела культура Древнего Китая (Лю Се, 5–6 вв., и др.). Однако традиция европейской Ф., не знакомой с достижениями индийцев вплоть до нового и новейшего времени, всецело восходит к греч.

Истокам, у её начала стоит школьное комментирование Гомера. В софистическую эпоху (2-я половина 5 – 1-я половина 4 вв. До н. Э.) складывается социальный тип образованного «умника»-интеллектуала, а литература достаточно обособляется от внелитературной реальности, чтобы стать объектом теоретической поэтики (См. Поэтика) и Ф. Среди софистов наибольшие заслуги в подготовке филологических методов принадлежат Протагору, Горгию, Продику. Греч. Теория литературы достигла полной зрелости в «Поэтике» Аристотеля. Эллинистическая Ф. (3–1 вв. До н. Э.) отделяется от философии и переходит в руки специалистов – библиотекарей Александрии (см. Александрийский мусейон) и Пергама, которые занимались установлением корректных текстов и комментированием классических авторов.

Дионисий Фракийский (приблизительно 170–90 до н. Э.) окончательно оформил учение о частях речи, принятое и поныне. Раннехристианские учёные (Ориген, вслед за ним – создатель лат. Перевода Библии Иероним) произвели грандиозную текстологическую работу над подлинником и греч. Переводами Библии. Традиции греч. Ф. Продолжаются в средневековой Византии, в целом сохраняя античный облик (текстология и комментирование классиков). После падения империи (1453) ренессансная Италия получила наследие византийской Ф. Из рук учёных-беженцев. На Западе позднесредневековый расцвет схоластики (См. Схоластика), интеллектуальная страсть к абстрактно-формализованным системам не благоприятствовали собственно филологическим интересам. Гуманисты же Возрождения, в отличие от схоластов, стремились (начиная с Ф.

Петрарки, трудившегося над текстами Цицерона и Вергилия) не просто овладеть мыслительным содержанием авторитетных античных источников, но как бы переселиться в мир древних, заговорить на их языке (реконструировав его в борьбе с инерцией средневековой латыни). Филологическая критика религиозно-культурного предания (Эразм Роттердамский) сыграла роль в подготовке Реформации. После периода учёного профессионализма (приблизительно середина 16 – середина 18 вв.) в Германии начинается новая эпоха Ф. В результате импульса, данного «неогуманизмом» И. И. Винкельмана. Как во времена Возрождения, но с несравненно большей научной строгостью ставится вопрос о целостном образе античного мира. Немецкий филолог Ф. А. Вольф (1759–1824) вводит термин «Ф.» как имя науки об античности с универсалистской историко-культурной программой.

В 19 в. В итоге деятельности плеяды нем. Филологов (Г. Узенер, Э. Роде, У. Фон Виламовиц-Мёллендорф и др.) древняя история отделилась от Ф. В качестве самостоятельной отрасли знания. Тогда же под влиянием романтизма и др. Идейных течений наряду с «классической» возникла «новая филология». Германистика (братья Я. И В. Гримм), Славяноведение (А. Х. Востоков, В. Ганка), Востоковедение. Универсальность Ф., т. О., наиболее наглядно реализовалась между эпохой Возрождения и серединой 19 в. В традиционной фигуре филолога-классика (специалиста по античным текстам), совмещавшего в себе лингвиста, критика, историка гражданского быта, нравов и культуры и знатока др. Гуманитарных, а при случае даже естественных наук – всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста.

И всё же, несмотря на последующую неизбежную дифференциацию лингвистических, литературоведческих, исторических и др. Дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологической науки, существенное единство Ф. Как особого способа подходить к написанному слову и поныне сохраняет свою силу (хоть и в неявном виде). Иначе говоря, Ф. Продолжает жить не как партикулярная «наука», по своему предмету отграниченная от истории, языкознания или литературоведения, а как научный принцип, как самозаконная форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему. Однако конститутивные принципы Ф. Вступают в весьма сложные отношения с некоторыми жизненными и умственными тенденциями новейшего времени.

Во-первых, моральной основой филологического труда всегда была вера в безусловную значимость традиции, запечатлевшейся в определенной группе текстов. В этих текстах искали источник высшей духовной ориентации, служению при них не жаль было отдать целую жизнь. Для религиозной веры христианских учёных эту роль играли тексты Библии обоих Заветов, для мирской веры гуманистов Возрождения и «неогуманистов» винкельмановско-гётевской эпохи – тексты классической античности. Между тем современный человек уже не может с прежней безусловностью и наивностью применить к своему бытию меру, заданную какими бы то ни было чтимыми древними текстами. И сама Ф., став в ходе научного прогресса более экстенсивной и демократичной, должна была отказаться от выделения особо привилегированных текстов.

Теперь вместо двух (классической Ф. И библейской philologia sacra, «священной» Ф.) существует столько разновидностей Ф., сколько языково-письменных регионов мира. Такое расширение сферы «интересного», «важного» и «ценного» покупается утратой интимности в отношении к предмету. Конечно, есть случаи, когда отношение к тексту сохраняет прежние черты. Творения Данте – для итальянцев, И. В. Гёте – для немцев, А. С. Пушкина – для русских – это тексты, сохраняющие значимость универсального жизненного символа. Тем не менее Ф. Как содержательная целостность претерпевает несомненный кризис. Во-вторых, в наше время новые и заманчивые возможности, в том числе и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне «макроструктур» и «микроструктур».

На одном полюсе – глобальные обобщения, на другом – выделение минимальных единиц значений и смысла. Но традиционная архитектоника Ф., ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как античная архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть (см. Ст. Текст в языкознании). В-третьих, для современности характерны устремления к формализации гуманитарного знания по образу и подобию математического и надежды на то, что т. О. Не останется места для произвола и субъективности в анализе. Но в традиционной структуре Ф., при всей строгости её приёмов и трезвости её рабочей атмосферы, присутствует нечто, упорно противящееся подобным попыткам.

Речь идёт о формах и средствах знания, достаточно инородных по отношению к т. Н. Научности – даже не об интуиции, а о «житейской мудрости», здравом смысле, знании людей, без чего невозможно то искусство понимать сказанное и написанное, каковым является Ф. Математически точные методы возможны лишь в периферийных областях Ф. И не затрагивают её сущности. Ф. Едва ли станет когда-нибудь «точной» наукой. Филолог, разумеется, не имеет права на культивирование субъективности. Но он не может и оградить себя заранее от риска субъективности надёжной стеной точных методов. Строгость и особая «точность» Ф. Состоят в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания.

Как служба понимания Ф. Помогает выполнению одной из главных человеческих задач – понять другого человека (и др. Культуру, др. Эпоху), не превращая его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собственных эмоций. Лит. Мандес М. И., О задачах филологии, «Филологическое обозрение», 1897, т. 12. Потебня А. А., Эстетика и поэтика, М., 1976. Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, 3 изд., СПБ, 1911. Его же, Филология, в кн. Энциклопедический словарь, издание Брокгауза и Эфрона, полутом 70, СПБ. 1902. Шпет Г. Г., Внутренняя форма слова, М., 1927. Тройский И. М., Филология классическая, в кн. Большая Советская энциклопедия, т. 57, М., 1936. Радциг С. И., Введение в классическую филологию, М., 1965. Boeckh A., Encykiopädie und Methodologie der philologischen Wissenschaften, 2 Aufl., Lpz., 1886.

Kroll W., Geschichte der klassischen Philologie, 2 Aufl., B. – Lpz., 1919. Kent R. G., Language and philology, L., 1924. Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einführung in die Literaturwissenschaft, 7 Aufl., Bern [u. A.], 1961. С. С. Аверинцев..

Значения в других словарях
Филоктет Рене

Филоктет (Philoctète) Рене (р. 1932), гаитянский писатель. Пишет на франц. Языке. Преподаватель коллежа. В первой книге стихов «Время людей» (1960) выражена любовь поэта к демократическим низам, откуда он вышел. В поэме «Барабаны солнца» (1962) образы сказок Гаити, креолизмы, ритмы старых народных песен, поговорки своеобразно сочетаются с современным свободным стихом и ритмизованной прозой. За образами фольклора просвечивают политические подтексты. Поэма «Острова, идущие вперёд» (1969) √ ..

Филологическое образование

в СССР, система подготовки специалистов по языкам и литературам – лингвистов, литературоведов, преподавателей и учителей, переводчиков (см. Филология, Литературоведение, Языкознание). Начало Ф. О. На Руси (10 – начало 13 вв.) связано с введением и упрочением слав. Письменности, необходимостью перевода церковных книг и подготовки своих «книжных людей». Крупные монастыри сосредоточили у себя большие библиотеки, перевод книг с греч. Языка, их переписку, подготовку духовенства. Дети дружинников, «к..

Филоматы

(«Филома́ты») тайная организация студентов Виленского университета в 1817–23. Её основателями были А. Мицкевич, Т. Зан, Ю. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот, О. Петрашкевич. Первоначальной целью «Ф.» было самообразование, но вскоре главной их задачей стала подготовка себя к общественной деятельности. Под сильным влиянием И. Лелевеля (См. Лелевель) идеология «Ф.» развивалась в русле дворянской революционности. Идеи просветительства тесно переплетались с национально-освободительными стремлениями. О..

Филомафитский

Алексей Матвеевич [17(29).3.1807, с. Малахове Романовского уезда, ныне Ярославская области, – 22.1 (3.2).1849, Москва], русский физиолог. В 1828 окончил медицинский факультет Харьковского университета, в 1833 – Дерптский «профессорский институт». В 1833–35 совершенствовался по физиологии в Германии, в лаборатории И. Мюллера. С 1835 профессор физиологии и общей патологии, с 1847 – физиологии и сравнительной анатомии медицинского факультета Московского университета. Автор первого рус. Учебника фи..

Филология

ФИЛОЛОГИЯ (от фил. И греч. Logos - слово) - область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Др. Индии и Греции. В 17-18 вв. Сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменялось. Филологию стали понимать как совокупно..

Филология

ФИЛОЛОГИЯ (от фил. И греческого logos - слово, буквально - любовь> к слову), область знания (языкознание>, литературоведение, текстология>, источниковедение>, палеография> и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Древней Индии и Греции. В 17 - 18 вв. Сложилась как наука>, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство> в их взаи..

Филология

При делении наук на математические, естественные и "науки о духе" — делении, пользующемся наибольшим авторитетом в настоящее время, — ясно, что Ф. Должна принадлежать к последней из этих трех категорий. Науки, посвященные изучению человеческого духа, могут изучать его либо в самом себе, либо в его творениях. Первую группу составляют специально философские науки (психология, логика, теория познания). Вторая распадается на две подгруппы, смотря по тому, изучаются ли творения человеческого духа в с..

Филология

Филолог — это учитель медленного чтения. Фридрих Ницше Грамматик может быть весьма плохим автором. Хороший автор — плохим грамматиком. Пьер Буаст Слон — огромное животное, но этого недостаточно, чтобы назначить его профессором зоологии. Роман Якобсон (выступая против назначения Владимира Набокова профессором русской литературы в Гарварде) Изучать литературу в Гарварде — все равно что изучать женщин в клинике. Рой Блант Гомеровские поэмы написал Гомер, а если не он, то кто-то другой с тем же имен..

Филология

"Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)языковедение. В более широком смысле - совокупность наук, преподаваемых на филологическом факультете наших университетов.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Филология

(от греч. Phileo — люблю 4- logos — учение), Совокупность наук, изучающих культуру какого-либо народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Античная филология. Славянская филология.. ..

Филология

Сущ., кол-во синонимов. (7). ..

Филология

Ж. Греч. Языковеденье, наука или изученье древних, мертвых языков. Изученье живых языков. Лингвистика. Филологический факультет. Филолог, ученый языковед.. ..

Филология

Ж.Совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.. ..

Филология

ФИЛОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Phileō - люблю и logos - учение] Совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные тексты и на основе их языкового, содержательного и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Античная ф. Романская ф. Славянская ф.. ..

Филология

-и, ж. Совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская ф. II прш. Филологический, -ая,-ое.. ..

Филология

Филологии, мн. Нет, ж. (от греч. Philos - друг и logos - учение, слово). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская филология. Античная филология. Романская филология. Германская филология.. ..

Филология

Это слово образовано по тому же принципу, что и многие другие слова, называющие различные отрасли знаний (например, философия или геология). Оно восходит к греческим phileo – "люблю" и logos – "слово" и буквально означает "любовь к слову".. ..

Филология

Заимств. В XVIII в. Из нем. Яз., где Philologie <. Греч. Philologia «любовь к слову, литературе», сложносуф. Производного от phileō «люблю» и logos «слово».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Филология

ФИЛОЛОГИЯ (греческое philologia - «любовь к знанию») - система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых. Поскольку важнейшим и первым в совокупности этих знаний является понимание языка, на к-ром написан памятник, Ф. Теснейшим образом связана с языковедением . Следует, однако, отметить, что Ф. В своем подходе к засвидетельствованному в памятниках тексту существенно отличается от языковедения. В то время как языковед иссл..

Филология

Буквально – любовь к словам. Обычно используется как название отрасли лингвистики, занимающейся изучением происхождения и развития значений слов. Иногда в несколько более старых работах используется как синоним самой лингвистики.. ..

Филология

— область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества. Возникла в Древней Индии и Греции. В XVII—XVIII вв. Сложилась как наука, изучающая древнюю культуру {язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия Ф. Изменялось. Под Ф. Стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в язы..

Дополнительный поиск Филология Филология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа