Беседа, московский журнал

68

Журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871—72 гг. Ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. "В чем наша задача", исходил из такой точки зрения, что "народ, единство которого возникло из стихийного начала единоплеменности и одинаковости условий природы и образовалось взаимодействием его членов, — сам выражает природу своего духа в своей вере, в эстетическом своем творчестве, в обычае и в языке, определяет себя как нравственную личность строем своего государства, своим законодательством, раскрытыми им истинами и сознанием нравственной цели своего бытия". Поэтому наряду с другими передовыми органами желанием журнала было — "содействовать по мере его сил к тому, чтобы идеальная сторона была присуща духу русского народа и чтобы все великие истины, выработанные западными народами, стали достоянием русского сознания и русской жизни.

Но чтобы в то же время и самостоятельность русской мысли не была уничтожена". Отсюда явилась задача — "содействовать подъему философского духа в нашем обществе и распространению общечеловеческих сведений, изучению нашей народной жизни, по возможности, без всякой предвзятой мысли, изучению жизни славянских народов, как братьев общей для нас с ними славянской семьи, с судьбами которой неразрывно связана наша будущность, и сравнительному изучению нашей жизни с жизнью прочих европейских народов". Журнал остался верен своей программе за все время своего существования и хотя стоял на почве национализма, но отнюдь не того, который проповедовался "Московскими ведомостями" и встречал горячую отповедь в "Беседе".

Первый год прошел для нее благополучно, и второй, когда он стал яснее и шире высказывать свои стремления, оказался тяжелым годом. Некоторые статьи были исключаемы, а книжка № 9 уничтожена вся, так что потребовалось второе издание ее для удовлетворения подписчиков. Заключая год, издатель объявил, что он прекращает издание, хотя и надеется в будущем возобновить свою "беседу" с читателями. Однако журнал более не появлялся. Сотрудниками были люди талантливые и известные. Так, по вопросам общественной внутренней жизни здесь писали Н. П. Аксаков, В. А. Елагин, А. И. Кошелев, Н. П. Колюпанов, А. Е. Нос, Н. И. Соловьев, Т. И. Филиппов и др. Из статей ученого содержания можно отметить статьи Ф. А. Бредихина "Прошедшее и настоящее тел солнечной системы" и "Климат земли в прошедшем".

А. С. Будиловича, "О польском вопросе". Г. В. Есипова, "Фридрих II и граф Панин". М. С. Дринова, "Болгаре и константинопольская патриархия". Н. Д. Квашнина-Самарина, "Русские былины в историко-географическом отношении" и "Очерк славянской мифологии". Н. И. Костомарова, "Историческое значение южно-русского народ. Песен. Творчества". А. С. Лебедева, "О свободе совести в древней вселенской церкви". А. Д. Градовского, "Возрождение Германии и Фихте Старший" и "Современные воззрения на государство и национальность". Н. Лысцева, "Истор. Развитие рабочих и промышленных союзов в Западной Европе". С. М. Соловьева, "Время Людовика XIV на западе, время Петра В. На востоке Европы". А. С. Трачевского, "Современные задачи исторической науки", лекции О. Ф. Миллера о Тургеневе и друг.

Вопросу о духовенстве посвящены статьи И. С. Беллюстина и большая статья Ростиславова "Наши монастыри, их богатство и получаемые ими пособия". В отделе беллетристическом появились романы А. Ф. Писемского "В водовороте", Н. А. Чаева "Богатыри" и несколько повестей Г. Н. Потанина, М. И. Боголюбцева и др. Из поэтов принимали видное участие А. Н. Плещеев, Ф. Б. Миллер, И. Н. Якунин и др..

Значения в других словарях
Беседа, в фольклоре

Т. Е. Разговор — заглавие большого количества народных русских легенд, повестей и стихов. Содержанием таких "бесед" служит решение таинственных вопросов, о которых не упоминает Священное Писание. Необразованный и вместе с тем любознательный русский христианин средних веков с помощью собственной фантазии решал все вопросы, на которые не мог найти определенных ответов в христианском учении, и понятно, что в объяснения эти вошло множество древних языческих верований. Таким путем возникли апокрифиче..

Беседа, варшавский журнал

Журнал, предназначенный для народного чтения, с эпиграфом. "Да будет свет!", издается в Варшаве с 1886 г. Н. Харламовым 2 раза в месяц. В настоящее время редактором состоит В. А. Логиновский.. ..

Беседа, род клуба

Чешское название клуба, собрания, обозначающее и самое учреждение, и дом, в котором оно помещается. Первая из чешских бесед, "Мещанская беседа", основана 1845 г. Она до последних времен процветает и как сборный пункт пражского общества играет довольно видную роль в истории чешского народного самосознания и культуры XIX в. Членами ее была такие светила чешской науки и литературы, как Шафарик, Палацкий, Юнгманн, теперь же она считает более двух тысяч членов. По образцу "Мещанской беседы" основаны ..

Беседа, танец

Чешский салонный танец с фигурами, который танцуют четыре пары, поставленные на четырех углах квадрата. Танец этот введен с 1863 г. И заключает в себе отдельные элементы многих различных танцев. Музыку для Б. Писал Фр. Геллер, Свобода, Янда и др. Б. Несколько походит на польский "краковяк", так как танцующие поют различные куплеты из славянских народных песен. Ср. "Slovnik Naučny" Отто.. ..

Дополнительный поиск Беседа, московский журнал Беседа, московский журнал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беседа, московский журнал" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беседа, московский журнал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 25 символа