Благо

106

Добро (греч. Άγαθον, лат. Bonum, фр. Bien, нем. Gut, англ. Good) — понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза — государства.I) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Платон, Аристотель и многие различные школы, их учения развивавшие) разъяснили. Во-первых, что самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма различны. Во - вторых, что, тем не менее, каждое благо есть цель, для достижения которой является человеческое стремление, деятельность, предприятия человека.

В-третьих, что, несмотря на субъективное понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три категории. 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку чувственное наслаждение, удовольствие. 2) духовные блага — понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека. 3) спокойствие духа, рождающееся от сознания выполнения обязанности, — нравственное благо, добродетель. 4) наивысшее благо — εύδαιμονία, благополучие (см. Это сл.), заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность политическая, возможная только в государстве, почему древними мыслителями государство и рассматривалось как средство для достижения благополучия.Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений.

Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к ближнему в корне изменяет представление о благе. Благом уже представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам, но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным началом альтруизма. Не только собственное благо, но и благо другого составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о братстве и братской любви только постепенно делается достоянием человечества. Долгий период варварства и толкователей-исказителей отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более растет эта сколько простая, столько и величественная истина об альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм и может вести вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений жаждавшие мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим образом, и в XVI и XVII ст.

Возник целый ряд эвдаймонических теорий (см. Это сл.), разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и продолжавших его школу. Но наступила и критика воззрений на государство как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика воззрений на благо. Нечто новое сравнительно с философами, подражателями древних, говорит знаменитый Бакон (см. Это сл.):Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ действий человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которым человек может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного стремления человека. Сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого-нибудь большого (общественного) целого.

Первое составляет благо частное, второе — благо общественное. Особенную широту воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Локк (см. Это сл.), очистивший парадоксальное учение Гоббеза (см. Это сл.) об эгоизме и сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и разбивает совершенно Гоббеза, полагавшего, что в естественном состоянии у человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии, и в государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою, ограничиваемою только благом других.

Эти идеи его были развиваемы многими англ. Мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт, из идей которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно же сильно повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма как любви человека к ближним вследствие любви его к Богу этика Спинозы (см. Это сл.). Французские мыслители конца XVIII ст., подготовившие почву для теории утилитаризма, которую так блистательно развил Бентам (см. Это сл.), ставивший целью государства возможно большее счастье для возможно большего числа людей, и критическая философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства — привели мыслителей XIX стол. К воззрениям хотя и разнящимся в подробностях относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в христианской любви к ближнему.II.

В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических законов, изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый.

Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественною жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологиею, или обществоведением (см. Это сл.).III. Количество всякого рода благ и способы распределения их между членами общества, составляющего политический союз — государство, предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому задачею государства и предметом особой его политической или полицейской деятельности (см. Это сл.) должно быть создание таких общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны.

Такая государственная деятельность опирается на умение согласовать нормы положительного закона с требованием естественного закона развития и законов экономического и социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское право" (см. Это сл.). Проф. И. Андреевский..

Значения в других словарях
Благо

(в этике и философии) то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Вопрос о Б. Ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и человеческого существования как вопрос о высшем Б. (термин введён Аристотелем, лат. Summum bonum), в зависимости от которого определялась соотносительная ценность всех других Б. Античная философия усматривала высшее Б. В блаженстве — «эвдемонии», содержание которой трактовалось различно представителями разных направлений. Как наслаждение (киренаики,..

Благо

БЛАГО - в философии - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. "Высшее благо" (термин введен Аристотелем, лат. Summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ. Блаженство, "эвдемония" в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. Понятие благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле благо в этике - синоним добра.. ..

Благо

В христианстве состояние, присущее Богу и не отступившей от Него части творения. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19. 17). Отойди от зла и сотвори благо. В русской философии высшее благо понимается как единство добродетели и благополучия. Благо есть безусловно желаемое, добродетель — безусловно должное (B.C. Соловьев).О.П.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Блавэ

(Blavet) — судоходная река в Бретани длиною в 145 км, впадает между Порт-Луи и фортом Локла в бухту Лориан в Атлантический океан.. ..

Благден Чарльз

(Blagden) — английский физико-химик (1748—1820) и военный врач, член Royal Society. Из многих ученых трудов его наиболее важны. "Опыты над переохлаждением воды ниже точки ее замерзания" (1788) и особенно "Опыты над способностью некот. Веществ понижать температуру замерзания воды" (1788), которым он положил начало криоскопии (см.), открыв закон пропорциональности депрессии темп. Замерзания, производимой каким-либо телом, содержанию этого тела в растворе (закон Благдена).П. П. Р.. ..

Благо, добро

(греч. Άγαθον, лат. Bonum, фр. Bien, нем. Gut, англ. Good) — понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза — государства.I) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Плат..

Благоверный

То же, что и правоверный, т. Е. Исповедующий истинную веру. Употребляется у нас при церковном богослужении как титул членов императорской фамилии, исповедующих православную веру. Император же Всероссийский, как верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния (Осн. Зак., 42) именуется Благочестивейшим.. ..

Благо

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова имела вид белого и сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербугом.. ..

Благо

• абсолютное благо. ..

Благо

См. Тем более.... ..

Благо

1. Ср.1) Добро (1*1).2) Счастье, благополучие.2. ПредикативОценка чего-л. Как хорошего.3. Союз разг.Употр. При указании на благоприятствующую причину чего-л. Соответствует по значению сл. Благодаря тому что, тем более что.. ..

Благо

-а, мн. Блага, благ, благам, ср. 1. Добро, благополучие (высок.). Стремление к общему благу. 2. Обычно мн. То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности. Материальные блага. Земные блага. Ни за какие блага в мире (ни за что). * На благо кого-чего, в знач, предлога с род. П. (высок.) - в интересах кого-че-го-н., для пользы кого-чего-н. Всех благ. (разг.) - пожелание при прощании.. ..

Благо

Союз (разг.). Тем более, что. Благодаря тому, что. Кончайте работу, благо вечер близко. Бери, благо дают.. ..

Благо

На благо кому и чего.1. Кому (при обозначении лица). Все в нашей стране делается на благо советскому человеку.2. Чего (при обозначении не лица). Трудиться на благо социалистической родины.. ..

Благо

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова имела вид белого и сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербугом.. ..

Благо

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где благо — исходное прилагательное ср. Р. (<. *bolgo в результате развития неполногласия), суф. Производное от той же основы, что и большой, родственной др.-инд. Bálam «сила», лат. Dēbilis «бессильный» (с отрицательной приставкой de, см. Дебил), греч. Belteron «лучше» (с суф. -ter-) и т. Д. В таком случае благо буквально — «богатство (сильного, взятое силой)», далее — «процветание, преуспевание» и затем — «счастье, блаженство» >. «добро, благо».Школьный этимологичес..

Благо

Древнерусское – болого.. ..

Благо

Бла́го благо́й – цслав. Заимств., вместо исконнорусск. *бологъ. См. Болого. Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. Εὑ-, напр. Благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дный εὑγενής и т. Д. См. Сандфельд, Festschrift V. Thomsen 170.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Благо

Все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.. ..

Благо

- все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.. ..

Благо

- все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.. ..

Благо

-высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога (Мф 19.17).. ..

Благо

БЛАГО. ..

Благо

Позитивный объект интереса или желания. Во втор. Пол. 19 в. Понятие Б. Непосредственно связывается с понятием ценности (Г. Риккерт и др.). В более узком, этическом смысле понятие Б. Совпадает с понятием добра.Вопрос о соотношении Б. И ценности продолжает оставаться предметом дискуссий. Баденская школа неокантианства тяготела к противопоставлению Б. И ценности, понимая последнюю как некоторый абстрактный образец, с т.зр. Которого нечто способно быть Б. "Кроме бытия, - пишет Риккерт, - имеются еще..

Благо

Благо см. Благость, благо, добро.. ..

Благо

Добро, доброе дело.. ..

Благо

В этике и философии то, что заключает в себе определённый положит, смысл. В антич. Этич. Учениях трактовалось различно. Как наслаждение или воздержание от страстей, как добродетель в смысле господства разумной природы над низшей и др. У Платона Б, отождествлялось с высш. Ступенью в иерархии бытия. Аристотель различал Б. Телесные (здоровье, сила и т. П.), внешние (богатство, честь, слава и т. П.) и душевные (острота ума, нравств. Добродетель и т. Д.). В ср.-век. Схоластике высшие Б. Олицетворял Б..

Дополнительный поиск Благо Благо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Благо" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Благо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа