Булгаков Сергей Николаевич

93

Известный русский писатель. Род. 16 июля 1871 г. В г. Ливнах, Орловской губ., в семье священника. Среднее образование получил в Орловской духовной семинарии и Елецкой классической гимназии, затем прошел курс юридического факультета Москов. Университета. Выдержав магистерский экзамен, Б. Стал преподавателем политической экономии в Московском техническом училище. В начале 1901 г. Защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и состоит ныне профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии. Популярность Б. В широких кругах русской интеллигенции создалась главным образом его публичными лекциями, соединявшими блестящие художественные качества с идейностью содержания и задушевностью тона.

Б. Едва ли не самый яркий и самый боевой представитель в России критико-идеалистического философского движения. Большинство сторонников последнего становятся под знамя духовного паломничества к Канту. Коренная реформа, произведенная родоначальником критической философии в теории познания, представляется и Б. Центральным событием истории европейской духовной культуры. Сознательная "кантология" является, по его убеждению, незаменимой подготовительной школой для критического пересмотра познавательных средств и категорий, составляющих догматическое достояние эмпирической науки. Критическая работа Б. Над некоторыми традиционными предпосылками и приемами позитивизма является тем более ценной, что при первых шагах своих на научном поприще он был убежденным сторонником механического мировоззрения.

Б. Прошел длинный путь "от марксизма к идеализму" и с большою искренностью воспроизвел перед читателями и слушателями все моменты своих философских исканий. В обширной диссертации своей. "Капитализм и земледелие" Б. Задался целью показать на истории аграрной эволюции всеобщую приложимость марксовского закона концентрации производства, но, не насилуя своих убеждений, пришел к выводам прямо противоположным. Экономическая схема Маркса оказалась не соответствующею исторической действительности, а связанная с нею позитивная теория общественного прогресса — не способной питать неискоренимую веру человека в историческое оправдание добра. После безуспешных попыток использовать в интересах марксизма гносеологические заветы Канта, Б.

Остановился на мысли, что прочное обоснование руководящих начал личной и общественной жизни возможно только путем выработки безусловных мерил в вопросах блага, истины и красоты. Позитивная наука своей теорией прогресса хочет поглотить и метафизику, и религиозную веру, но, оставляя нас относительно будущих судеб человечества в полной неизвестности, дает нам лишь догматическое богословие атеизма. Миропонимание механическое, все подчиняя фатальной необходимости, в конечной инстанции оказывается покоящимся на вере. Марксизм, как самая яркая разновидность религии прогресса, воодушевлял своих сторонников верой в близкий и закономерный приход обновленного общественного строя. Он был силен не научными, а утопическими своими элементами.

Б. Пришел к убеждению, что прогресс является не эмпирическим законом исторического развития, а задачей нравственной, абсолютным религиозным долженствованием. Социальная борьба представляется ему не столкновением лишь враждебных классовых интересов, а осуществлением и развитием нравственной идеи. Бытие не может обосновать долженствования. Идеал не может вытекать из действительности. Учение о классовом эгоизме и классовой солидарности запечатлено, по убеждению Б., характером поверхностного гедонизма. С нравственной точки зрения борющиеся из-за житейских благ партии вполне равноценны, поскольку ими руководит не религиозный энтузиазм, не искание безусловного и непреходящего смысла жизни, а обыденное себялюбие.

Эвдаймонистический идеал прогресса, в качестве масштаба при оценке исторического развития, приводит, по мнению Б., к противонравственным выводам, к признанию страдающих поколений лишь мостом к грядущему блаженству потомков. Приблизительно с 1900 г. Проблема религиозно-философского обоснования общечеловеческого прогресса становится для Б. Центральной проблемой мировоззрения, как бы равнодействующей его неустанных критико-идеалистических усилий. Современная философская система обязана, по его убеждению, усвоить и переработать все конечные выводы современной положительной науки, выяснить свою связь с реальными задачами времени и установить к ним определенное принципиальное отношение, начертав, таким образом, и общую программу практической политики.

Наибольшим сочувствием Б. Пользуется тот тип философского идеализма, который приводит нравственную проблему в органическую связь с коренными вопросами метафизики. Поэтому философия Вл. Соловьева, делающая жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества, представляется Б. Последним словом мировой философской мысли, ее высшим синтезом. Отдельные этапы философского развития Б. Находят себе ясное отражение в тех десяти статьях его, из которых составился сборник. "От марксизма к идеализму" (СПб., 1904). К области политической экономии в тесном смысле относятся главным образом следующие его работы. "О рынках при капиталистическом производстве (1896). "Что такое трудовая ценность" ("Сборник правоведения и общественных знаний", т.

VI). "Классическая школа и историческое направление в политической экономии" ("Новое Слово", окт., 1897). "К вопросу об эволюции земледелия" ("Начало", I—III, 1899). "Ралохойнский эксперимент" ("Мир Божий", 1900, февраль). Основное воззрение современной политической экономии, по которому рост материальных потребностей является коренным принципом нормального экономического развития, встречает со стороны Б. Суровое осуждение. Он признает экономический прогресс необходимым условием духовного преуспеяния, но предостерегает от наклонности заменять прогресс общечеловеческий и общекультурный одним лишь прогрессом экономическим. Нравственный материализм и духовная буржуазность, погубившие некогда римскую цивилизацию, составляют, в его глазах, болезнь современного европейского общества.

Неспособность удовлетвориться нарастанием внешних материальных благ и примириться с укоренившимися формами общественной неправды, стремление к общечеловеческим идеалам, ненасытную потребность сознательной и действенной религиозной веры Б. Признает самыми характерными и самыми счастливыми особенностями русского духа. Это все крепнущее убеждение его раскрывается во всех его публичных лекциях и в последней статье его. "Карлейль и Толстой" ("Новый Путь", декабрь, 1904). Являясь по своим философским убеждениям прямым учеником Вл. Соловьева, Б., однако, относится критически к его церковно-политической и экономической программе.В. Сперанский..

Значения в других словарях
Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков Сергей Николаевич (16.6.1871, Ливны, ≈ 13.7.1944, Париж), русский буржуазный экономист, философ и теолог. Профессор политэкономии в Киеве (1901≈06) и Москве (1906≈18). В 1918 принял священство. С 1923 в эмиграции. С 1925 профессор русского Богословского института в Париже.═ Б. Начал с «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897. «Капитализм и земледелие», т. 1≈2, 1900), ошибочно утверждал неприменимость марксовой теории капитализации к мелкому сельскохозя..

Булгаков Сергей Николаевич

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения. "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953).БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16 июня 1871, Ливны - 13 июля 1944, Париж), русский философ и православный богослов, экон..

Булгаков Николай Александрович

Физик, род. В 1867 г., окончил С.-Петербургский университет в 1889 г. В 1895 г. — магистр, в 1904 — доктор физики. С 1893—1901 гг. — преподаватель С.-Петербургской духовной семинарии, в 1899—1903 — преп. Женск. Педагогических курсов, с 1898 г. — преп. Технологического института, с 1897 г. — приват-доцент СПб. Университета, с 1901 г. — профессор Высших женских курсов. Кроме диссертаций магистерской и докторской ("О распространении электр. Колебаний вдоль проволоки" и "Решение задачи о намагничива..

Булгаков Петр Алексеевич

Деятель по освобождению крестьян из крепостной зависимости, служил в военном министерстве с самого открытия редакционных комиссий по крестьянскому делу (4 марта 1859 г.) находился в числе членов-экспертов, в которые приглашались дворяне-помещики, заявившие себя так или иначе работами по крестьянскому делу. Б. Председательствовал в административном отделении комиссий и во все время болезни Я. И. Ростовцева замещал последнего по исполнению обязанностей председателя комиссий. В числе "Отдельных мне..

Булгаков Федор Ильич

Журналист, род. В 1852 г., слушал в 70-х годах в Петербургском университете лекции на факультете восточных языков, в конце 70-х годов состоял секретарем комитета иностранной цензуры и Общества любителей древней письменности. Б. Деятельный сотрудник многих периодических изданий, главным образом "Нового Времени", "Исторического Вестника", "Нови", "Артиста" и др. Из отдельно изданных им книг отметим ряд изданий древних памятников, например. "Описание Антиоха Великого о зверях, нарицаемых. "Стефанид..

Булгаков Яков Иванович

Сын секретаря Преображенского приказа, род. 15 октября 1743 г. Образование получил в Университетской гимназии Московского университета. Товарищами его были Ипполит Богданович, Д. Фонвизин и Григорий Потемкин (впоследствии князь Таврический). По окончании курса в 1761 г., Б. Записан был на службу в коллегию иностранных дел. Вскоре по определении на службу Я. И. Отправлен был курьером в Варшаву с известием о кончине императрицы Елисаветы и вступлении на престол Петра III, а через полгода — в Вену,..

Булгаков Сергей Николаевич

(1871-1944), русский философ и богослов. Родился в Ливнах Орловской губернии 16 июня 1871. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", издательстве "Путь..

Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков, Сергей Николаевич - известный писатель. Родился в 1871 г. В Ливнах, в семье священника. Учился в орловской семинарии и елецкой гимназии, кончил курс юридического факультета Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в московском техническом училище. В 1901 г. Защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и был выбрал профессором киевского политехнического института. В 1906 г. Вернулся в Москву приват-д..

Булгаков Сергей Николаевич

(1871, Ливны Орловской губернии —1944, Париж), богослов, философ, экономист, публицист. Родился в семье священника. Окончив в 1884 Ливенское духовное училище, поступил в 1885 в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1888 под влиянием революционных материалистических идей. Закончив в Ельце 8-й класс гимназии (познакомился здесь с В.В. Розановым), в 1890 поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы жил в меблированных комнатах «Америка» на Воздвиженке. П..

Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков, Сергей Николаевич - известный писатель. Родился в 1871 г. В Ливнах, в семье священника. Учился в орловской семинарии и елецкой гимназии, кончил курс юридического факультета Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в московском техническом училище. В 1901 г. Защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и был выбрал профессором киевского политехнического института. В 1906 г. Вернулся в Москву приват-д..

Булгаков Сергей Николаевич

(16 июня 1871, г. Ливны Орловской губернии, - 13 июля 1944, Париж). Сын священника. В 1885 - 88 учился в Орловской духовной семинарии, в 1890 - 94 - на юридическом факультете Московского университета. Увлёкся марксизмом. Первая книга Булгакова - "О рынках при капиталистическом производстве" (М., 1897). С 1901 в Киеве, профессор Политехнического института и приват-доцент университета. В это время происходит переход Булгакова от материализма к "нравственному идеализму" ("От марксизма к идеализ..

Булгаков Сергей Николаевич

(1871-1944) - философ, богослов, экономист, священник. В 1896 оканчивает юридический факультет Московского ун-та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму. По возвращении защищает магистерскую диссертацию "Капитализм и земледелие" и до 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом ин-те. В 1903 выходит его кн. "От марксизма к идеализму". Участвовал в сб. "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины", что отразило духовный кризис Б., его отх..

Дополнительный поиск Булгаков Сергей Николаевич Булгаков Сергей Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Булгаков Сергей Николаевич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Булгаков Сергей Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 26 символа