Верстовский Алексей Николаевич

71

Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. В Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. Нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым — к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. Взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля. "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль".

Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах.

Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере — куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. Достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. Является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки.

Заслуга В. Заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов — всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. Публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. Явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар.

Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре. Оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. Обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора. Но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу.

Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре. По музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. Перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. Был назначен в 1860 году директором московских театров. В этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827—1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. Давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. Статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250).H. Соловьев..

Значения в других словарях
Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, ‒ 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорск..

Верстовский Алексей Николаевич

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799-1862) - российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. Ч. "Аскольдова могила" (1835). Романсы, баллада "Черная шаль" (1823) и др. Один из основоположников русской оперы-водевиля ("Кто брат, кто сестра", 1834, и др.). 35 лет работал в московских театрах, в т. Ч. Управляющим конторой Дирекции московских императорских театров.. ..

Верстовская Надежда Васильевна

В свое время известная примадонна московской оперы (1809—1867), урожденная Репина, жена композитора Алексея Николаевича В. (см.). Помимо прекрасного голоса, В. Была и превосходной актрисой. Производила сильное впечатление в операх "Швейцарское семейство" (Вейгеля), "Фра-Диаволо" (Обера) и др. Для нее написано было множество ролей.А. Ум.. ..

Верстовский

(Алексей Николаевич) — один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. В Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. Нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым — к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свеже..

Версхюр Вальтер

(Veschuur, Wouteros-Walter) — голландский живописец (1812—1874). Он писал пейзажи и сцены с лошадьми во вкусе Вувермана. Изображения животных отличаются пластичностью.. ..

Версхюр Ливе

(Lieve Verschuier) — голландский живописец (родился около 1630, † 1686). Полагают, что он был учеником Влигера (Vlieger). Писал морские и приморские виды с кораблями и фигурами, морские сражения. Брат его, Альберт В., тоже живописец, имел репутацию хорошего портретиста.Ф. П.. ..

Верстовский Алексей Николаевич

А. Н. Верстовский.. ..

Верстовский Алексей Николаевич

( 1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. - 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. После смерти композитора выдающийся музыкальный критик А. Серов писал, что "в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку", имея в виду необычайно стойкий успех его лучшей оперы "Аскальдова могила".Вступив на музыкальное поприще в конце 1810-х гг., Верстовский более 4..

Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. В Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения. Обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль ..

Верстовский Алексей Николаевич

(1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии генерал-губернатора Д.В. Голицына, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830 инспектор репертуара, в 1848—60 управляющий. Возглавлял единую в то время драматическую и музыкальную труппу (Большого и Малого театров). Был известен в литературных кругах. С 1829 член Общества любителей российской словесности. В 183..

Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. В Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения. Обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль ..

Дополнительный поиск Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Верстовский Алексей Николаевич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Верстовский Алексей Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 30 символа