Верстовский

109

(Алексей Николаевич) — один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. В Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. Нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым — к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. Взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля. "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль".

Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах.

Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере — куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. Достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. Является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки.

Заслуга В. Заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов — всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. Публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. Явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар.

Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре. Оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. Обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора. Но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу.

Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре. По музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. Перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. Был назначен в 1860 году директором московских театров. В этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827 — 1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. Давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. Статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250). H. Соловьев..

Значения в других словарях
Верстовский

Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, — 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московск..

Верстовский

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799-1862), композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. Ч. "Аскольдова могила" (1835). Романсы, баллада "Чёрная шаль" (1823) и др. Один из основоположников русской оперы-водевиля (св. 30, в т. Ч. "Бабушкины попугаи", 1819, и др.). 35 лет работал в московских театрах, в т. Ч. Управляющим конторой Дирекции московских императорских театров. Автор (совместно с А. А. Алябьевым) пролога "Торжество муз" (на открытие Большого т..

Верстовский

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799 - 1862), композитор и театральный деятель, представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе "Аскольдова могила" (1835). Романсы, баллада "Черная шаль" (1823) и др. Музыка> к театральным спектаклям, в том числе к 25 водевилям.. ..

Верстовская

(Надежда Васильевна) — в свое время известная примадонна московской оперы (1809 — 1867), урожденная Репина, жена композитора Алексея Николаевича В. (см.). Помимо прекрасного голоса, В. Была и превосходной актрисой. Производила сильное впечатление в операх "Швейцарское семейство" (Вейгеля), "Фра-Диаволо" (Обера) и др. Для нее написано было множество ролей. А. Ум.. ..

Верстовская Надежда Васильевна

В свое время известная примадонна московской оперы (1809—1867), урожденная Репина, жена композитора Алексея Николаевича В. (см.). Помимо прекрасного голоса, В. Была и превосходной актрисой. Производила сильное впечатление в операх "Швейцарское семейство" (Вейгеля), "Фра-Диаволо" (Обера) и др. Для нее написано было множество ролей.А. Ум.. ..

Верстовский Алексей Николаевич

Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. В Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. Нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым — к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом..

Версхюр Вальтер

(Veschuur, Wouteros-Walter) — голландский живописец (1812—1874). Он писал пейзажи и сцены с лошадьми во вкусе Вувермана. Изображения животных отличаются пластичностью.. ..

Верстовский

ВЕРСТОВСКИЙКак ни странно, но никакого отношения к слову 'верста' не имеет. Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова. Потрадиции XVIII века внебрачным детям дворян придумывалась новая фамилия, в которой нередко оставалась часть отцовской, в данном случае 'верст'. Ср. Агин из Елагин, Бецкой из Трубецкой, Пнин из Репнин. (Н). ..

Дополнительный поиск Верстовский Верстовский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Верстовский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Верстовский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа