Кагал

108

(Kahal, библейско-еврейское слово, значит. Собрание народа, сход) — после рассеяния евреев, в течение многих веков, так назывался орган, стоявший во главе отдельной еврейской общины и являвшийся посредником между ней и государством. Постоянно подвергаясь преследованиям, евреи должны были особенно дорожить своим общинным строем. Они принесли его с собой, и в Польшу, вместе с теми грамотами, которыми определялось положение их на Западе (см. Евреи в Польше). Когда наступает эпоха господства шляхты и ослабления королевской власти, стремление польских евреев к образованию тесно сплоченных союзов, охраняющих, по возможности, личность, честь и имущество своих членов, становится особенно сильным. Ему способствует, с другой стороны, новая система податного обложения евреев не с лица, а с общины.

Органы этих общин, под именем зборов жидовских, а впоследствии К., получают значение официальных присутственных мест, который к концу XVI в. Повсеместно имеют уже однообразную организацию (см. Соотв. Статью). Более крупные общины служили центром известной территории (парафия), по которой рассеяны были менее значительные общины и отдельно жившие евреи. Правление центральной общины (как и подведомый округ) называется К., зависимые общины образовывали прикагалки. Кагальная администрация состояла из определенного числа лиц, по большей части пропорционального численности общины. В Кракове их было 40, в Вильне — 35, в средних общинах число это колебалось между 35 и 22, в маленьких было не меньше 8. Члены К. Ежегодно выделяли из своей среды, по жребию, пять "избирателей", которые, по большинству голосов или по жребию, определяли состав нового К.

Обыкновенно эти ежегодные выборы только перетасовывали членов прежнего К., которые вместо одних функций получали другие. Таким образом вся организация имела характер олигархический. Выборные делились на разряды или чины. Во главе К. Стояли четверо старшин (роши). За ними шли "почетные особы" (тувы), числом от 5 до 3. Те и другие составляли законное заседание К. И решали все общественные дела. Старшины, по очереди, состояли в течение месяца в должности парнеса, т. Е. Заведующего, казначея, вообще исполнительного органа. Третий разряд кагальных чинов составляли "действительные члены" (икоры) и кандидаты, которые в Белоруссии носили общее наименование "главарей общины" (алуфы). Число их колебалось от 4 до 10. Затем следовали лица, облеченные специальными функциями.

Контролеры, попечители училищ и т. П., наконец, судьи (даяны). В пинкосах (актовые книги К.) начала XVIII в. Встречается еще разряд женщин-попечительниц. При К. Состояли особые пристава (шамесы). Краковский кагальный устав 1595 г. Различает три группы кагальных судей. Низших, средних и высших, по 3 человека в каждой группе. Первые разбирали всякие иски, на сумму не свыше 10 злотых, вторые — на сумму от 10 до 100 злотых и, подобно первым, заседали ежедневно. Высшая группа судей, заседавшая не менее двух раз в неделю, разбирала иски свыше 100 злотых. Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, К. Наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за проезжающими, за чистотой еврейских улиц и вообще за благочинием, регулировал арендные отношения, издавал постановления относительно раввината, обучения детей, печатания книг, поведения и вознаграждения слуг и служанок и проч.

В крайних случаях К. Обращался за содействием к польским административным властям. Личность еврея совершенно исчезала во всемогущем К. В конце XVII в. Выступают на сцену кагальные долги, еще более укрепившие власть К. Разоренные казацкими войнами, евреи нуждались в деньгах, а достать их могли только у католических м-рей — единственных капиталистов того времени, соглашавшихся выдавать бессрочные ссуды, но не иначе, как под круговую ответственность К. Первыми противниками кагальной организации явились сами евреи. В течение всего XVIII века идет, постепенно усиливаясь, ожесточенная борьба между К. И прикагалками, между кагальной старшиной и простым еврейским людом, "поспольством". К. В это время очень часто оказывается бессильным для защиты не только имущества, но и свободы еврея.

Падает и нравственный авторитет К., деятельность которого определяется корыстными видами олигархов. Деревенские евреи, по большей части зажиточные, обвиняли К. В том, что на них взваливается вся тяжесть налогов. В течение всего XVIII в. Рядовые евреи настойчиво добиваются уничтожения посредничества К. Между ними и государством, снятия круговой поруки и установления личной ответственности каждого еврея по платежу податей, ликвидации кагальных долгов и устранения контроля К. Над отношениями арендаторов к владельцам. Ходатайства евреев приводят, наконец, к конституции 1764 г., предписавшей произвести перепись всего еврейского населения в Польше и Литве, для обложения евреев поголовною податью, подлежавшею уплате непосредственно в казну, и назначить комиссию для рассмотрения кагальных долгов, их консолидации и погашения.

Для погашения этих долгов оказалось, однако, необходимым сохранить кагальные подати по крайней мере на 20 лет, а в 1775 г. Восстановлено было право К. Делать займы под круговой ответственностью всех членов общины. Из конституции того же года видно, что, несмотря на уничтожение круговой поруки, недоимки по податям все же справлялись на К. В местностях, перешедших по первому разделу Польши, под власть России, рядовые евреи продолжают вести борьбу против К. При Екатерине II постановлено было вносить евреев в общегородские книги (чем устранялось влияние К. На свободу передвижения евреев. См. Хезкас-ишув). Решение вопроса о правильности еврейских долгов предоставлено было обыкновенным судам. За вновь учрежденными губернскими и уездными К.

Не были признаны судебные функции, кроме дел, касающихся "обрядов закона и богослужения евреев". С другой стороны, однако, поголовные деньги, по указу 1776 г., продолжал платить К., и от него же евреи должны были получать паспорта. Это делало уездные и губернские К. Как бы продолжением прежней кагальной организации. Положение о евреях 1804 года, выделив из сферы деятельности К. Духовно-судную часть и передав ее раввинам, возложило на К. Обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами. В каждом городе или местечке должен был быть один К., хотя бы местные евреи разделялись на несколько сект и толков. Число кагальных, избиравшихся, с утверждения губернского правления, на 3 года, не было определено.

К. Воспрещено было без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 г. Им выданы были от казенных падать книги, в которые должны были, между прочим, вноситься отчеты о поступлении и употреблении сумм коробочного сбора (см. Евреи), который первоначально предназначался для погашения кагальных долгов. Вместе с тем на К. Возложено было призрение бесприютных евреев, вспомоществование евреям-переселенцам и т. П. Положением 1835 г. Целиком восстановлена была, в черте еврейской оседлости, польская кагальная организация. В силу этого положения, всякий еврей (кроме евреев-земледельцев) обязательно должен был приписываться к городскому еврейскому обществу, хотя бы он проживал в местечке, селе или деревне. В городах евреи избирали, с утверждения губернского правления, на 3 года от 3 до 5 уполномоченных, которые составляли К.

Обязанности К. Заключались в наблюдении за исправным поступлением податей и сборов как казенных, городских и земских, так и специально еврейских (коробочный сбор), в хранении и расходовании кагальных сумм, в призрении престарелых, увечных и бедных евреев, в наблюдении за предотвращением бродяжества. Рекрутский устав 1827 г., установив отбывание рекрутской повинности еврейскими обществами отдельно от христианских, возложил на еврейские общества попечение за исправным отбыванием этой повинности и вооружил их властью "отдавать в рекруты всякого еврея, во всякое время, за неисправность в податях, за бродяжество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе". Таким образом, К. Облечен был властью едва ли менее значительной, чем та, которою он располагал под польским владычеством.

В 1844 г. К. Повсеместно упразднены, с передачей дел их городским общественным и сословным установлениям, за исключением Риги и городов Курляндской губ., где К. Просуществовали, "для управления делами о податях и повинностях", до 1893 г. (см. Евреи).Ср. Бершадский, "Литовские евреи" (СПб., 1883). Дубнов, "Историч. Сообщения" ("Восход", 1894, № 2 и 4). В 1869 г. Брафман издал в Вильне "Книгу Кагала" (3 изд., СПб., 1888), в которой напечатан русский перевод 285 кагальных актов, относящихся к 1794—1803 гг., и на основании их доказывал, что К. Фактически продолжает существовать и, опираясь на бесдин (см. Раввинский суд), представляет собою государство в государстве, "талмудически-муниципальную республику", с организованной системой угнетения личности общиной, корпоративной эксплуатацией христианского населения и упорной отчужденностью от всего нееврейского.

Сотрудники Брафмана по переводу этих актов, из воспитанников Виленского раввинского училища, печатно засвидетельствовали (в "Новом Времени", "Дне" и "Деятельности", 1870), что при переводе допущены были урезки, дополнения и искажения, а еврейские писатели (Шерешевский, "О книге К.", СПб., 1872. Зейберлинг, "Против книги К. Брафмана", Вена, 1882. Моргулис, "Вопрос еврейской жизни", СПб., 1889) доказывали, что в своих комментариях к кагальным актам, с ссылкою на еврейские юридические книги, Брафман обнаружил незнание древнееврейского языка.А. Я..

Значения в других словарях
Кавья

Так наз. Искусственные эпические поэмы индусов, в отличие от итихас (см.), пуран (см.) и акхьян, т. Е. Саг, былин, не имеющих авторов и скорее принадлежащих к безыскусственной народной поэзии. О главнейших К. См. Индийская литература. Кроме указанных там изданий существуют еще сборники. "Kâvya Sangraha. A sanskrit anthology" (Кальк., 1872) и "Kâvyamâlâ" (Бомбей, 1886—1888).С. Б—ч.. ..

Каг

Или Кааг — голландское плоское судно с одною вертикальной мачтой и без бушприта. Его паруса. Большой кливер и один или два стакселя. К. Сидит очень неглубоко в воде и употребляется главным образом для речного судоходства.. ..

Кагальник (р.)

Две рч. Области Войска Донского. 1) берет начало в сев.-зап. Части Второго Донского округа, течет сперва прямо на З, затем пересекает округи Черкасский и Ростовский, образуя отлогую дугу, обращенную выпуклостью к Ю и после 110-верстного течения впадает в Азовское море, рядом с самым южным из донских гирл, разделившись близ слободы К. На два рукава. Сухой и Мокрый К. — 2) Берет начало в Первом Донском округе и течет к ЮЮЗ и после 70-верст. Течения впадает в р. Дон, с пр. Стороны. К. Принимает в с..

Кагальник (слобода)

Слобода Ростовского окр. Области Войска Донского, в 40 в. От Ростова, при устьях рч. Сухого и Мокрого Кагальников и заливе Азовского моря. Жителей 13436. 2 црк., богадельня, училища двухклассное образцовое и одноклассное, ежедневные базары, три ярмарки. Торговля преимущественно лошадьми, скотом и рыбою. Оборот ярмарок превышает 1/2 милл. Руб. Главное занятие жителей — рыболовство.Л. В.. ..

Кагал

(евр.). 1) собрание еврейских старшин, как орган еврейской общины. 2) общее название шумливого сборища. Шум, крик.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) присутствие из еврейских старшин, собирающихся для решения мирских дел и в особенности для раскладки податей между евреями, приписанными к городам. Оффиц. Запрещен. 2) шумное собрание.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)1) собрание евр..

Кагал

Шумная крикливая толпа (Даль). ..

Кагал

(иноск.) - шум, крик (шумливая толпа). Намек на кагал еврейский - собрание старшин где идут горячие спорыСр. "Крик, как в жидовской школе (синагоге)".Ср. Цыц, вы чертенята. Брысь под печку, - топнул (на плясавших пьяных мальчиков) Пров Викулыч. - Что у вас за кагал жидовский?...Вс. Крестовский. Петерб. Трущобы. 3, 5.Ср. C'est une synagogue.Ср. Kahal (евр.), собрание народа, сход.. ..

Кагал

М. Собрание еврейских мирских старшин, род думы, правления. | вся жидовская община, громада, мир. | * шумная, крикливая толпа. Кагальный, к кагалу относящ., прнадлежщ. | сущ. Старшина в кагале, еврейский голова, староста.. ..

Кагал

М.1) а) Еврейская община.б) Система самоуправления такой общиной в странах Восточной Европы XIII-XIX вв.2) перен. Разг. Шумная, беспорядочная толпа, шумное сборище.. ..

Кагал

КАГА́Л -а. М. [от др.-евр. Kāhāl - собрание, сход]. ..

Кагал

Кагала, м. (др.-евр. - Собрание). 1. Собрание еврейских старшин, как судебный и административный орган еврейской общины в старой Польше и в польской части царской России (истор.). 2. Перен. Шумная, беспорядочная толпа, шумное сборище (простореч.). Целым кагалом явились на суд. Чего вы здесь кагал устроили?. ..

Кагал

Это слово в значении "шумное сборище" было заимствовано из польского языка, в котором kahal обозначало административный орган еврейской общины и по происхождению является древнееврейским, где kahal – "собрание".. ..

Кагал

(шумное сборище). Заимств. В XVIII в. Из польск. Яз., где kahal «кагал» <. «судебный или исполнительный орган» (в еврейской общине), восходит к др.-евр. Kāhāl «собрание».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Кагал

Кага́л "еврейская община". "галдящая толпа", укр., блр. Кага́л. Из др.-еврейск. Kāhāɫ "собрание, община". См. Локоч 80. Винер, ЖСт., 1895, вып. 1, стр. 62. Преобр. I, 2801 •• 1 У Преображенского (см. Именно здесь) как раз иначе. – Прим. Ред.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Кагал

— термин для обозначения самоуправления еврейских общин и самой общины в Польше и России с XVI до первой половины XIX вв. В сферу деятельности К. Входили финансовые, налоговые, судебные и религиозные дела. Посредничал между правительством и еврейским населением.. ..

Дополнительный поиск Кагал Кагал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кагал" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кагал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа