Киприан епископ карфагенский

62

— святой, епископ карфагенский (умер в 258 г.). Сын богатых и знатных родителей-язычников, он получил хорошее классическое образование и был учителем словесности, занимаясь в то же время адвокатурой. Рано ознакомившись с христианством, он долго колебался присоединиться к церкви и решился на это не ранее как на 45 году жизни, после тщательного критического изучения св. Писания. Сделавшись христианином, он стал вести строго-непорочную жизнь и посвятил свой талант, ораторский и писательский, на служение церкви. В его "Послании к Донату" отразился процесс внутреннего перерождения, какой переживали интеллигентные язычники при обращении в христианство, и нарисована яркая картина языческих нравов того времени.

В сочинениях. "О суете идолов" и "Против иудеев" К. Представил критику язычества и иудейства, как отчет в тех побуждениях, какими он руководился в перемене религии предков на новую. Через год после крещения К. Был уже пресвитером, а еще через год (в 249 г.), по требованию всей карфагенской церкви, никого не желавшей видеть своим епископом, кроме К. (aut C y prianus, aut nullus), вопреки каноническим правилам, сделан был епископом Карфагена. Как в сочинениях, так и в епископской практике К. Является защитником сильной власти в церкви, церковной иерархии, в которой он видел осуществление принципа ветхозаветной теократии и условие единства церкви и ее дисциплины. Отсюда его стремление ограничить влияние "исповедников" (см.), его строгость по отношению к падшим, его идеи о значении еретического крещения.

Теория К. Отнюдь не исключает, однако, участия в церковном управлении совещательного начала ("совета пресвитеров") и даже в некоторых случаях — голоса паствы. Он был сторонником соборов, как высшей инстанции для решения церковных дел. Их было при нем несколько (см. Карфаген). Формулированная им теория единства церкви и ее иерархического устройства служит доселе нормой церковного управления. Эту теорию К. Развивает в 66 своих посланиях, писанных по разным обстоятельствам и к различным лицам. С точки зрения античной риторики, они служили образцами эпистолярного рода сочинений, а по внутренним свойствам сохраняют до сих пор значение истинно-пастырского наставления и утешения (см., например, по русскому переводу послания 10, 12, 17, 25, 28, 52, 64, писанные к клиру и народу карфагенскому во время жестокого Декиева гонения).

Кроме посланий, от К. Сохранилось еще 12 трактатов, по поводу которых Григорий Богослов заметил, что "насколько люди вообще превосходят животных даром слова, настолько этим даром К. Превосходил прочих людей". По языку они представляют собой лучшие образцы святоотеческой латыни (см. Помяловского, "Латинская хрестоматия для духовно-учебных заведений", СПб., 1878). Особенно замечателен трактат "О смертности", написанный по поводу моровой язвы, на которую язычники смотрели как на кару богов за терпимость их к христианству, а К. — как на кару Бога за мерзости язычества. Впечатление утешений и увещаний, содержащихся в этом трактате, было необычайное. Все устремились на помощь больным, не щадя себя самих для спасения даже язычников.

В некоторых из своих сочинений К. Находится под видимым влиянием Тертуллиана, которого сам называл своим учителем, — но избегает монтанического его ригоризма. У К. Встречаются цитаты из од Горация, из Геродота и т. П. Как на недостаток сочинений К., указывают на некоторые произвольные и неточные толкования св. Писания (например, потоп — прообраз крещения). Лучшее из изданий сочинений К. — Балузия (П., 1726). Русский перевод — изд. Киевской академии, 1860—62, с биографией.См. Еще Rettberg, "Cyprianus, Byschof von Carthago" (1831). Fre ppel, "Cours d'éloquence sacré e". Pitra, в своих "Analecta sacra" (t. IV, 1884 г.), дает несколько новых фрагментов и вариантов из сочинений К., доселе еще не утилизированных в курсах патрологии.

Перечень литературы о К. См. В "Истории первобытной христианской проповеди" Н. И. Барсова (СПб., 1885). Н. Б-в..

Значения в других словарях
Кипрейные

(Onagrariaceae) — травы, реже кустарники с противоположными или разбросанными без видимого порядка листьями, по большей части лишенными прилистников. Цветы обоеполые правильные или слегка неправильные — двусимметричные. В чашечке, венчике, андроцее и гинецее число частей четверное. Изредка число это уменьшается до 2 и 3 или увеличивается до 5 и 6. Завязь нижняя, по большей части 4-гнездная, содержит много семяпочек. Плод различный. То в виде длинной коробочки, то в виде ягод и даже рогатого орех..

Кипренский

(Орест Адамович) — портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников когда-либо появлявшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде С.-Петербургской губернии, 13 марта 1783 г., и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и опред..

Киприан митрополит киевский

— святой, митрополит киевский. Родом серб, а по мнению архимандрита Амфилохия ("Труды III археологического съезда", т. II, Киев, 1878) — болгарин из Трнова. Посвящен в Константинополе в 1376 г. Патриархом Филофеем еще до смерти св. Алексея. По прибытии в Россию, он, однако, не получил митрополичьей кафедры всей России, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича. Поселясь в Киеве, управлял литовским духовенством. В 1380 г., после смерти выбранного великим князем кандидата Митяя, К. Был..

Киприан митрополит новгородский

— выдающийся иерарх XVII в., уроженец Старой Руссы. Будучи архимандритом новгородского Спасского Хутынского монастыря, ездил, по просьбе новгородцев, в Швецию, просить королевича Филиппа царствовать в России (1611). Там его подвергли пыткам, желая "выведать государственные тайны о России", и продержали в заключении до 1613 г. Когда была основана новая кафедра в Тобольске, К. Был первым ее архиепископом (1621—24). Неусыпно заботился о прекращении беспорядков и безнравственности как среди духовенс..

Дополнительный поиск Киприан епископ карфагенский Киприан епископ карфагенский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киприан епископ карфагенский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киприан епископ карфагенский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 28 символа