Осирис

83

Или Озирис (Όσιρις) — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате. "De Iside" и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах. Популярность О. Объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой (Изидой. См.), с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, О. И Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ.

В этом им содействовал главным образом Тот (см.) — олицетворенная премудрость. Затем О. Предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. После победоносного возвращения О., брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом удалось заключить в него О. И бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла в Египет.

Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов. Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Весьма многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с О. — напр. "великий бог, предводитель западных" (т. Е. Покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой О., с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф О. И его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу.

Сойдя в царство мертвых, О. Сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых (см.). Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным ("Осирис NN правогласый" = то же, что у нас "покойный NN"). Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет "Уннофру" = Онуфрий = благой) и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление О. С Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.

В честь О. Происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных О. Были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа (см.) его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. В виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, О. Изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц). Лучшее изд. Трактата Плутарха "De Iside" — Parthey (Б., 1850). См. Lefébure, "Le mythe Osirien" (Пар., 1875).

Brugsch, "Das Osiris-Mysterium von Tentyra" ("Aegypt. Z.", 1881). Loret, "Les fêtes d'Osiris au mois de Khoiak" ("Recueil", III, IV и V).Б. Т..

Значения в других словарях
Осиповский Тимофей Федорович

Русский математик. Учился в духовной семинарии гор. Владимира. В 1783 г. Послан в СПб. В открываемую там учительскую гимназию (переименованную в 1804 г. В педагогический институт). В 1786 г. Началась преподавательская деятельность О. И прежде всего в Москве. Кроме математики он преподавал еще русскую словесность в главном московском народном училище, где служил до 1800 г. Здесь он для своих учеников составил учебный курс математики. Труды О. Этого времени не отличались ни многочисленностью, ни о..

Осиповщина

Беспоповщинская секта. Образовалась в нач. XVIII в., свое название получила от монаха Осипа, незаконно присвоившего себе право принимать на исповедь кающихся и разрешать их, постригать в монахи, совершать отпевание покойников и т. Д. В настоящее время О. Существует под другими названиями. См. "Обличение неправды раскольнические", Феофилакта, архиеп. Тверского (СПб., 1745). "Розыск", Димитрия Ростовского.П. И.. ..

Осия в Библии

— последний царь израильский, царствовавший с 730 по 722 г. До Р. X., когда Самария была взята и разрушена ассирийским царем Саргоном. Он достиг престола через цареубийство. Царствование его было бесславно. Умер в плену, в Вавилоне. О нем см. 4 Цар. ХVII, 1 и след. 2 Парал. XXVI, 1—23.Почти современником ему был соименный с ним пророк О., под именем которого известна одна из книг так называемых малых пророков. О жизни его не имеется никаких сведений, кроме тех, которые можно извлечь из скудных а..

Осия епископ кордовский

— епископ кордовский (около 260—359), исповедник веры при Максимине. Думают, что он был ближайшим виновником обращения в христианство императора Константина, на которого имел большое влияние. Ему принадлежит первая идея вселенского собора, созванного Константином. На этом соборе он, вероятно, был председателем, ему же большинство приписывает указание на термин единосущный — ομοούσιος — о Сыне Божием. Он председательствовал также на соборе Сардийском 347 г. Горячим защитником Афанасия О. Был во в..

Дополнительный поиск Осирис Осирис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Осирис" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Осирис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа