Щит веры

156

(подлинное заглавие книги. "Ответы древнего благочестия любителей на вопросы придержащихся новодогматствующего иерейства". В "предисловии" автор называет свое сочинение "Щитом веры") — сочинение, заключающее в себе 382 вопроса поповцев и столько же ответов, данных беспоповцами. "Щ. Веры" написан в 1791 г. И состоит из 5-ти частей и 10-ти разделов. Кто был составителем вопросов и кто давал ответы на них — о том возможны только догадки. Известно лишь, что составитель вопросов был поповец ветковского согласия и что в то время, когда писались ответы, его уже не было в живых. Автором ответов Павел Любопытный называет Тимофея Андреева, жившего 30 лет в выгорецком общежитии. Со свидетельством Любопытного нельзя согласиться, потому что писавший ответы хотя и называет себя поморцем, последователем выгорецких учителей, но в то же время замечает, что "жительствует при Обских берегах", в "Обских пределах".

Значит, "Щ. Веры" написан не в Поморье, а в Сибири. Автор его воспитался на сочинениях Денисовых и был даровитым писателем их школы. "Щ. Веры" пользуется особым уважением у беспоповцев. После "Поморских ответов" это, несомненно, лучшее из беспоповщинских сочинений. Для ознакомления с учением беспоповцев оно имеет даже преимущество перед "Поморскими ответами", так как Денисов, отвечая на вопросы присланного Св. Синодом миссионера, постоянно прибегал к лукавству и старался укрывать действительные беспоповщинские мнения, особенно о церкви православной. Между тем, автор "Щ. Веры", отвечая на вопросы раскольника-поповца, смело высказывает свои беспоповщинские мнения и особенно резок именно в том, что относится к православной церкви.

В первой части "Щ. Веры" заслуживает особенного внимания 21-й ответ, в котором указано множество новых, не упоминаемых в "Поморских ответах" обвинений против православной церкви (употребление календарей, в которых содержатся предсказания о будущих летах и временах, ношение немецкого платья, галстуков, "околоший" и проч., перенесение нового года с 1 сент. На 1 января, существование аптек, "в коих всякия мерзости употребляют", анатомирование трупов, ношение покойников с факелами, составление сочинений против раскола, разрешение грехов без епитимий, дозволение изображать на иконах треугольник и всевидящее око, допущение к восприемничеству лиц неправославных и др.). В "Щ. Веры" для православного полемиста весьма важны те ответы (2, 3 и 4 части), где идет речь о принятии священства от еретиков.

Поражая беглопоповцев в их учении о бегствующем священстве, автор "Щ. Веры" дает православному полемисту готовое оружие против раскольников нынешнего австрийского священства, ибо это священство по существу своему есть тоже беглопоповство. Вторая, третья и четвертая части "Щ. Веры" напечатаны в "Братском слове" (1890, т. II, и 1891, т, I) по списку прекрасного поморского письма, принадлежащему библиотеке Московской духовной академии. Эти же части в несколько сокращенном виде и с некоторыми изменениями были напечатаны в прусской киновии о. Павла. Издание это составляет редкость. Сведения о происхождении и значении "Щ. Веры" напечатаны в предисловии к изданию 2-й его части (см. "Братское слово", 1890, т. II, стр. 161—66)..

Значения в других словарях
Щир

Название растений амаранта (см.), а также Mercurialis L. Из сем. Молочайных (называемого также пролеской). Род Mercurialis L. Содержит 7 видов, из которых три свойственны исключительно средиземноморской области, один — Восточной Азии. Многолетний M. Perennis L. Широко распространен в Европе (также и в России), в лесах, близкий к предыдущему M. Ovata H. Et St. Встречается на востоке Центральной Европы, в России в Подольской, Волынской и Бессарабской губерниях, а однолетняя M. Anima L. Растет на с..

Щит

— ручное предохранительное вооружение древних народов и рыцарей, служившее для отвода неприятельских ударов. Изобретение щитов теряется в глубокой древности и приписывается то израильтянам, то грекам. Величина, форма и материал щитов были весьма разнообразны. Обыкновенно они делались деревянными, обтянутыми кожей, или металлическими и привязывались ремнем к левой руке воина. У тяжелой греческой и римской пехоты Щ. Был таких размеров, что, будучи поставлен на землю, вполне закрывал человека. Сред..

Щит головной

(clypeus) — часть хитиновой капсулы, покрывающей голову насекомых. Вместе со лбом (frons) он составляет так наз. Лицо насекомых и представляет из себя обыкновенно небольшую хитиновую пластинку, находящуюся сверху в передней части головы и примыкающую спереди ко лбу. С Щ. Головным соединена спереди верхняя губа (labrum). Между ним и лбом находится часто (Orthoptera, Corrodentia, многие Coleoptera) глубокий шов, но иногда он сливается со лбом, и тогда граница между обеими частями становится неясно..

Щит грудной

Спинная часть или спинка переднегруди (prothorax) жуков. Во многих семействах служит важным систематическим признаком. У некоторых жуков Щ. Грудной снабжен различной формы отростками, напр. У самцов навозников (Copridae, Geotrypidae), у жуков-носорогов (Dynastidae) и др.. ..

Дополнительный поиск Щит веры Щит веры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щит веры" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щит веры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 8 символа